Забытый автор переводов Евангелий и псалтири на русский язык

Жил в Коломне (1866-1956) человек, которого до революции знал весь город — отец Василий Пробатов.
Он 20 лет преподавал Закон Божий в гимназиях около Успенского Собора, в основном именно за эту деятельность его полюбили воспитанники, будущие граждане города.

С 1913 года отец Василий назначен смотрителем Коломенского духовного училища, которым заведовал до его закрытия в 1918 г.
С 1918 года отец Василий Пробатов — настоятель кафедрального Успенского Собора г. Коломна, встречал здесь Патриарха Тихона (Белавина), был им награжден митрой за безпорочное служение.

После конфликта с коломенским епископом в 1926г. запрещен в служении в Коломенской епархии (была недолго, многие краеведы не знают), но служил в Щуровском храме Троицы.

Этот конфликт сейчас используется некоторыми историками в Коломне для очернения памяти о. Василия.

Ни Лубянка и преследования чекистов, коммунистов, ни запрет от епископа в годы гонений (!!) служить в церкви не сломили уже довольно старого человека.

ЕвангелиеОн не поступился ни христианскими принципами, ни церковными законами, которые тогда всюду попирались. Отец Василий свыше 30 лет занимался литературной деятельностью, он перевел на русский язык 4 канонических Евангелия — от Матфея, от Луки, от Иоанна, от Марка и книгу псалмов — Псалтирь.

Это был первый такой полный перевод на русский язык библейских книг.
Именно точность перевода и ритмический размер говорит о его стремлении создать более точный текст, так в те годы и читали евангельскую историю.

Все таки мы русские люди и достойны читать книги Священной истории на своем языке! К сожалению, в городе нет памятных знаков и мест, связанных с Василием Пробатовым.
Привлечь интерес к этому имени оказалось невозможным ни у краеведов, ни у издателей разных книг, сборников, СМИ, кроме Коломенской Правды в 1997 году.

Прочесть эти тексты можно на сайте «Литературная Коломна» http://kolomnalib.net.ru/authors/probatov

Я думаю, коломенцы достойны того чтобы знать правду о своем замечательном земляке, который смог перевести в годы репрессий коммунистов Евангелия о жизни Иисуса Христа и Книгу библейских стихов-песен — Псалтирь.

Раньше это было под силу только духовным Академиям.
Но никто не смог сделать перевод на русский в стихах, сохранив ритмичность и красоту текста рассказчика, как очевидца события:

Евангелие от Луки

Глава 1

Многие стали сказанья о том составлять,
Что с достоверностью нам довелось несомненной
От очевидцев самих в свое время узнать,
Бывших слугами Христа во все дни неизменно.
А потому досточтимый Феофил и я,
Все разсмотрев от начала со строгостью точной,
Книгу решил написать, дабы вера твоя
В ней получила оплот себе твердый и прочный.
Один священник той порой
Во Иудее проживал,
Когда над этою страной
Царь Ирод власть свою держал.
Ему Захарья имя было,
Принадлежал к чреде он той,
Что имя Авии носила.
Жил со своею он женой,
Что род вела от Аарона —
Елизавета имя ей.
Веленья Божия закона
И всех пророческих речей
Они хранили безупречно,
Остерегаясь зла страстей,
Но только не дал Царь превечный
Чете той праведной детей.
Елизавету мысль людская
Уже безплодной нарекла,
И на обоих старость злая
Своим уж бременем легла.
Но как-то раз с чредой своею
Во храме службы он свершал,
Тогда Господню иерею
Войти внутрь храма жребий пал,
Чтоб во святилище кажденье
Перед Всевышним совершить.
Народ же вне стоял, моленье
Стараясь Богу возносить.
Захарьи ж вдруг посол явился
Небес Великаго Царя,
Сияя славой, находился
Он одесную алтаря.
И страх немалый, и смятенье
Тот ощутил в душе своей,
Но ангел молвил в ободренье:
.
.
Но за неверье укоряя,
.
А в это время иерея,
Молитву кончив, ждал народ,
Дивился он, недоумея,
Что долго так он не идет.
Но, выйдя, слов благословенья
Тот произнесть никак не мог,
Народ тут понял, что виденье
Ему в святилище дал Бог.
Посредством знаков объяснялся
Служитель Божий, как немой,
И лишь чреды конца дождался,
К себе отправился домой.
И зачала Елизавета,
В теченье месяцев пяти.
Она скрывала счастье это,
Так Провидения пути
Хваля в себе: .
А во дни месяца шестого
Тот же архангел Гавриил
Волей Господа святого
В Галилею послан был,
В край безвестный Назарета,
К Деве, жившей скромно там,
А святая Дева эта
Называлась Мариам.
Был по воле Провиденья
С ней Иосиф обручен,
Вел свое происхожденье
От царя Давида он.
Красотой небес сияя,
Деве ангел тот предстал
И, веленье исполняя,
Ей такой привет сказал:

И весьма была Мария
Этой речью смущена,
Объяснить себе такия
Не могла слова она.
Возвестил ей Гавриил, —
Обрела благоволенье
Перед Господом ты сил,
И так Царь судил творенья:
.
Но послу Господню смело
Дева молвила в ответ:

Разрешил недоуменье
Так Марии чистой тот:
.
.
И, исполнив повеленье,
От Марии отошел
Ангел снова в те селенья,
Где Всевышняго престол.
Дева ж спешно в Иудею
Тут направила путь свой,
В град нагорный, где с своею
Жил Захария женой.
Слово молвила привета,
В дом она к нему войдя.
Услыхав, Елизавета
Ощутила, что дитя
В ложеснах ея взыграло.
Духа Божья став полна,
Громким голосом сказала
Деве так тогда она:
.
Дева ж пред Господом песнь излила:
Радостью в Нем веселюся святой,
С неба призрел на мое Он смиренье,
Будут отныне меня поколенья
Все ублажать до скончанья веков.
Дал мне величье Владыка миров,
Слава Его Провиденью святому!
Благ неизменно Он к сердцу простому,
Что с Его верных не сходит путей.
Силу явил Он десницы Своей,
Всех гордецов низложил он надменных,
Славой почтил и возвысил смиренных,
Алчущим благ изобилие дал,
А богачам ничего не послал.
Вспомнил завет с Авраамом Владыка,
Что по любви заключил с ним великой,
И Свой избранный народ восприял,
Как отцам нашим всегда обещал.
До трех месяцев Мария
В доме сродницы жила,
А потом в края родные,
В Назарет, опять ушла.
А тогда Елизавете
Разрешиться срок настал,
И Господь в минуты эти
Дал ей сына, как сказал.
Веселились вместе с нею
Люди, близкие при том,
На восьмой день к иерею
Все они явились в дом
Для обрезанья обряда,
И чтоб имя сыну дать.
И решили все, что надо,
Как отца, его назвать,
Но им с твердостью нежданной
Возразила на то мать:
.
Говорить тогда ей стали:
.
И Захарии при том
Гости знаки подавали,
Как бы сына он назвал,
А потом дощечку дали,
Чтоб он имя написал.
, —
Написал он, удивляться
Тут все начали тому.
И язык вдруг разрешился
У немого в этот миг,
Славил Бога и молился
Он тогда в речах своих.
И на всех, кто окрест жили,
Пал тогда немалый страх,
Да об этом говорили
И повсюду в тех краях.
И все к сердцу принимали
Происшествья этих дней
И, дивяся, вопрошали:

А он промыслом святым
Был все дни свои храним.
И, исполнившись Духа, родитель его,
Прорицая, так славил Творца своего:
Что призрел на народ Ты любовью великой,
Рог спасенья нам в доме Давида воздвиг,
Как устами сказал Ты пророков своих.
От руки нам врагов даровал избавленье,
Оказал отцам нашим любви утешенье,
Вспомянул с Авраамом завет свой святой,
Клятву, коей поклялся былою порой:
.
А младенец святой возрастал и крепился,
Духа мощь с самых ранних являя времен,
И в пустыню потом от людей удалился
До тех дней, как явился Израилю он.

2 глава

Вышло из Рима в те дни повеленье:
Перепись сделать всего населенья…

1931 г.

Молитва Симеона Богоприимца (Ныне отпущаеши)

Теперь из мира я земного
Уйду спокойною душой,
Свое Ты мне исполнить слово
Благоволил, Владыка мой,
Своими вижу я очами
Того, Кем Ты весь мир спасешь,
Чей свет над всеми племенами
Заблещет, чтоб разсеять ложь,
Заблудших вновь к тебе направить,
А верный Твой народ прославить.

23 мая 1937 г.

Из Псалтири —
Псалтырь

Псалом 1

Блажен, кто лживые соблазны
Греха безумного презрел,
Порок отвергнул безобразный,
Его не терпит гнусных дел —
Кто волю Господа лишь знает,
Его божественный завет,
И день, и ночь в него вникает
И только в нем находит свет.
И как деревья процветают
И в срок дают свои плоды,
Когда вблизи них протекают
Ключи живительной воды.
Так человек благочестивый,
Отвергший зло, нечестье, грех,
Увидит радость и счастливый
Во всех делах своих успех.
Иная участь ожидает
Людей безчестных и дурных:
Как вихрь мякину развевает,
Так и они исчезнут вмиг,
Суда не вынесут святого,
В собранье правых не войдут,
Погибнет путь неверья злого,
Бог любит тех, кто правду чтут.

Псалом 2

Что взволновались вы, народы,
Увлекшись праздною мечтой?
Зачем, цари и воеводы,
Вы на совет сошлись толпой?
На Бога меч поднять хотите
И на избранника Его,

Покроет срамом Царь созданья
Пустое ваше начинанье.
Он скажет грозное вам слово,
Сердца вам в трепет приведет:
.

Псалом 3

Зачем враги толпою жадной
Меня неистово теснят,
, — злорадно
О мне друг другу говорят?
Господь мне щит, Он мне опора
Моя Он слава и оплот,
И голос мой услышит скоро
Он со святых Своих высот.
Спокойно буду я ложиться,
Спать мирным сном, в свой срок вставать,
Меня всегда Его десница,
Я знаю, будет охранять.
Не устрашусь я силы темной,
Что мне со всех сторон грозит,
Возстанет Бог, и стан огромный
Злодеев мощно поразит.
Они свирепы, точно звери,
Но сокрушит Он зубы их.
Спасенье нам лишь в Божьей вере,
Господь хранит людей своих.

Псалом 4

Вознес я к Господу моленье,
И Он услышал голос мой,
Послал мне в скорби утешенье
Ты Бог всещедрый и святой.
Довольно вам, о люди злые,
Глумиться дерзко надо мной,
Любить мечтания пустые
И тешить ложью ум больной!
Всевышний тотчас мне ответил,
Души моей услышав стон,
И посмотрите, как отметил
Меня своею славой Он.
Так не хулите Провиденья
Вы мыслью гордой и слепой,
Умерьте ваше раздраженье
На ложе сна в тиши ночной.
На Бога крепче уповайте,
Храня Его святой завет,
Роптать в неверье не дерзайте:

Твой лик нам, Боже, светит с неба
И больше радости мне льет,
Чем урожай вина и хлеба,
Иным утехи подает.
В Тебе одном Я недостойный
Обрел мир совести Моей,
Ложусь и сплю душой спокойной
Под кровом благости Твоей.

Псалом 5

Внемли моей молитвы слову,
Души моей услыши вздох,
С небес к ея склонися зову,
Молю Тебя, мой царь и Бог…

1926 г.

В. Быков как издатель архива о. Василия Пробатова
2012

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь