Рубрика «Доступная среда»
Как найти общий язык с маленьким «человеком дождя» – ребёнком с аутизмом? До недавнего времени родители таких детей оставались со своими проблемами один на один.
Консультационный центр «Синяя пирамидка» открылся в 2014 году. Здесь с детьми с различными особенностями развития занимаются поведенческой терапией, адаптивной физкультурой. С ними работает логопед-дефектолог, их родители могут получить в центре юридическую и психологическую помощь. Поведенческая терапия — во главе угла. Ей в «Синей пирамидке» занимаются четыре специалиста. Время показало эффективность и результативность такой терапии.
— Работа с детьми строится на основе поведенческих технологий и методик, — объясняет Маргарита БОРОДИНА, директор центра. — Ребятам с диагнозом «аутизм» трудно освоить даже простые навыки. Наш подход основан на том, что сложный навык разбивается на отдельные небольшие блоки действий, которые потом отрабатывают отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует единое сложное действие.
Одной из поведенческих технологий является работа с подсказками, которые со временем убирают, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни. Подсказку даёт взрослый, который находится рядом. Например, ребёнка просят достать пенал из рюкзака. Ему нужно объяснить, что такое пенал, что такое рюкзак и показать, как именно пенал достают из рюкзака. Ребят постарше мы сейчас учим готовить салаты и бутерброды, делать яичницу с помощью фотографий, выстроенных в определённом порядке.
На занятиях в «Синей пирамидке» присутствуют родители. Они видят, как работать с ребёнком, как объяснять, подсказывать ему, вовремя убирать подсказки. Мы меняемся местами, родители дают ребёнку задания и таким образом учатся сами.
Спрашиваю о том, какие сложности встречаются в процессе работы с детьми. Маргарита отвечает:
— Основные сложности возникают не у детей, а у родителей. Принять диагноз ребёнка, научиться с ним жить, не забывать о себе, думать о том, какой пример ты можешь подать. Мы проводим на базе центра семинары и семейные встречи, стараемся организовать досуг наших детей. Это нужно в том числе для того, чтобы показать, насколько успешны могут быть семьи, в которых воспитываются дети с особенностями поведения. Берём пример друг с друга.
КСТАТИ
2 апреля — Всемирный день распространения знаний о проблеме аутизма. В этот день в разных уголках мира проходит акция «Зажги синим»: главные государственные, культурные и финансовые здания разных стран (небоскрёб «Эмпайр стейт билдинг» в Нью-Йорке, статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, Дворец Конгресса в Лиме (Перу), мост Нельсона Манделы в ЮАР, здание венгерского парламента в Будапеште, Шанхайский всемирный финансовый центр в Китае и сотни других) подсвечиваются синим цветом.
40 процентов людей с аутизмом вообще не владеют речью.
50 процентов никогда не развивали какие-либо полезные языковые навыки.