2015 год.
Журналисты и туроператоры познакомились с музейными и экскурсионными новинками «туристической столицы» Подмосковья
В конце минувшей недели подмосковная Коломна принимала информационный тур для туроператоров и журналистов, организованный местной экскурсионной службой «Элен-тур» и администрацией Коломенского района.
Сегодня Коломна занимает весьма заметное место на туристической карте Подмосковья. Так, шесть лет назад здесь открылся музей «Коломенская пастила. У Николы на Посадях», за которым последовали музейная фабрика пастилы, музей-калачная с пекарней, музей-резиденция «Арткоммуналка», нумизматический музей «Сие деньги коломьски» и многие другие — сегодня в городе насчитывается около полутора десятков частных и государственных музеев. Последним в январе нынешнего года открылся небольшой магазин музейного мыла, который весной должна дополнить музейная лавка купцов Сурановых близ Пятницких ворот Кремля.
По многим показателям Коломна сегодня является туристической столицей Московской области. Тем не менее, её развитие в этом направлении в немалой степени противоречиво. В районе нет административной структуры, которая отвечала бы за развитие туризма — поэтому не очень удивляет отсутствие даже приблизительных данных о величине турпотока.
В 150-тысячном городе не хватает и средств размещения: гостиниц эконом-класса в Коломне нет, а имеющиеся отпугивают очень высокими ценами. Некоторые отрасли туристической инфраструктуры до предела монополизированы: например, прокат велосипеда в Коломенском кремле стоит 800 рублей в час.
Тем не менее сегодняшняя Коломна — это не только «вкусовые ощущения». Литературные тропы города связаны с именами Анны Ахматовой, Бориса Пильняка, Венедикта Ерофеева. В 16 км от города находится впервые упоминаемое в XIV веке село Черкизово (иначе — Черкизово-Старки), одно из самых красивых на Москве-реке — «село трёх церквей». Принадлежавшее до середины XIX века князьям Черкасским Черкизово известно как «коломенский Парнас».
В одном из флигелей бывшей княжеской усадьбы — с 1962 года в ней располагается больница — находилась усадьба Шервинских. Эта семья дала России немало выдающихся личностей, а в гостях у них бывали Анна Ахматова (воспевшая в стихах никогда не закрывавшуюся Никольскую церковь), Марина Цветаева, Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Михаил Лозинский, Александр Кочетков и т. д.
Сегодня в бывшем здании сельской школы (1911) находится Центр культуры и досуга имени В. Д. Шервинского, предлагающий взрослым и детям ряд разнообразных познавательных программ («Коломенский Парнас», «Прогулка по ахматовской тропе», «Черкизово-Старки — история, быт и люди»).
Важную часть туристического потенциала Коломенского района составляют и его расположенные в ближних окрестностях города выдающиеся по архитектуре храмы — Иоанна Предтечи в Городищах (XIV век, так называемый «храм с единогором»), шатровый храм села Прусы XVI века, классический храм села Непецино. И самый необычный — храм Св. Духа села Шкинь, являющийся чуть уменьшенной копией Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Им, а также многочисленным храмам и монастырям города посвящён ряд маршрутов компании «Элен-тур». «В любом из маршрутов, — говорит её руководитель Елена Кормилицына, — соблюдая уже сложившуюся туристическую специфику города, мы предлагаем туристам фирменный обед по-коломенски, включающий салат из местных овощей, щи по-коломенски с акатьевской капустой, картошку по-непецински, местную пастилу, мармелад и прочее — стоимость обеда составляет 550 рублей.
Кроме того, мы предлагаем самое экономичное в Коломне размещение в открывшемся в прошлом году рядом с городом туристическом комплексе «Подсолнух» общей вместимостью около 50 мест — стоимость размещения составляет от 500 рублей и выше».
«Туристический потенциал Коломны, в частности, её практически не известные туристам храмы — я говорю прежде всего о храме в селе Шкинь, — производит очень большое впечатление, — делится впечатлениями Елена Коцаба, менеджер по внутреннему и въездному туризму компании «Музенидис Трэвел». — Очень хотелось бы, чтобы власти города и района активизировались в поиске инвесторов для их восстановления. А значит — для скорейшего включения их в полноценный туристический оборот».