Коломна — Москвы уголок — 3

0
1881
Коломна – Москвы уголок – 3

Коломна – Москвы уголок – 3

«Бунташные» времена

На стороне Болотникова- Борьба с тушинцами- Коломничи в ополчении- Марина Мнишек- Реформа посада- Павел Алеппский- Кружечный двор- Крестьянский вожак Тихон Тотарин

В начале XVIIвека Коломна оказалась втянутой в водоворот бурных событий, которые происходили на Русской земле. Страна переживала тяжелые годы борьбы бояр за власть. Классовая борьба обострилась до предела. Положение усугублялось острым голодом из-за неурожая, эпидемии холеры.

Терпение народа лопнуло. В 1603г. в южных и центральных районах государства вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Хлопка. Отряд крестьян, холопов и казаков, руководимый им, пошел на Москву. Крутые меры приняло правительство против восставших, послав в города, где были волнения, карательные отряды дворян. Один из таких отрядов прибыл в Коломну- здесь не все было спокойно среди посадских низов.
Под Москвой Хлопко был разбит. Восстание потерпело неудачу. Однако чаяния народа, мечтавшего о свободе, о лучшей доле, не могли угаснуть. Через три года крестьянская война поднялась на более высокую ступень под предводительством Ивана Болотникова. Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606г. посад был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться.
Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. Армия Болотникова расположилась лагерем в селе Коломенском под Москвой. Началась осада столицы.
Тем временем в Коломне произошли такие события: находившийся среди осажденных в кремле отряд московских стрельцов перешел на сторону Болотникова, и восставшие заняли кремль. Как справедливо заметил современник этих событий голландский купец Исаак Масса, Коломна стала надежной опорой восставших, «станом против московского войска».
Правительственные круги в Москве встревожились. Им нужна была подробная информация о том, что происходит в Коломне, а потому они поощряли оттуда доносы. И доносчики нашлись.
Посадская верхушка в городе наверняка была в сговоре с дворянами против восставших («воров») и тех посадских низов, которые им не только симпатизировали, но и помогали, чем могли. Она легко пошла на подкуп, стала тайно сноситься с Москвой. В расходной книге денежного стола Разрядного приказа значится запись от 24 ноября 1606г.: «Того ж дни по приказу думного дияка Григория Желябужского коломенскому посадскому человеку Ваське Овдокимову сыну Колачникову на шубной кофтан 25 алтын. Дано. Пришол с Коломны от посадских старост и целовальников с вестьми».
В декабре 1606г. Болотникова постигла неудача под Москвой, и он отступил в Калугу. Это послужило своего рода сигналом богатеям Коломны для расправы с «чернью». В той же расходной книге читаем: «Декабря в 12 день из Московского розряду на Коломну к посадцким старостам, и к целовальникам, и ко всем посадцким людем государева жалованья за службу с стряпчим с Степаном с Проестевым 1000 денег золоченых. Послано. За то, что они, добив челом государю, воров в город не пустили и воров побили». Жестокой была расправа и с теми сторонниками Болотникова, которые несли гарнизонную службу.
Находясь уже в Туле, Болотников успешно отбивал атаки царского войска и вынашивал план нового похода. Он рассчитывал снова захватить Коломну и уже по проторенной Коломенской дороге двинуться на Москву. Но этому не суждено было осуществиться. Восстание было жестоко подавлено.
Много бед Русскому государству причинили в XVII веке польские интервенты. Используя обострение классовых противоречий в Русском государстве и борьбу между отдельными группировками господствующего класса русских феодалов за власть, польские магнаты, подстрекаемые Ватиканом, выдвинули авантюристов-самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II, пытаясь с их помощью захватить власть в России. Лжедимитрий I, занявший в 1605-1606гг. русский престол под именем царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, был убит во время народного восстания в Москве. Провал не охладил польских авантюристов. С их благословения на Руси появился новый ставленник- Лжедимитрий II. В июне 1608г. он подошел с отрядом к Москве с запада. Штурмом занять ее у него не хватило сил, и он расположился лагерем в Тушине. Поляки решили блокировать столицу и взять ее измором.
Над Коломной тучи сгустились чуть раньше. Весной того же года отряды Лисовского взяли Зарайск и подошли к Коломне. Ее гарнизон был незначительным, и Лисовскому удалось с ходу взять «крепкую Коломну». Он пленил воеводу князя В.Долгорукова, не сумевшего надежно организовать оборону города. Но недолго здесь находились враги. Подошла помощь из Москвы, и Лисовский был разбит у Медвежьего бора, когда переправлялся через Москву-реку. В Коломну вошла московская рать.
Однако тушинцы не теряли надежду на успех. В октябре 1608г. они почти полностью окружили Москву. Оставалась свободной лишь одна Коломенская дорога, по которой Коломна снабжала москвичей всем необходимым.
Но вскоре и Коломне вновь стала угрожать опасность. Тот же Лисовский пошел на нее из Владимира, чтобы захватить и тем самым перерезать жизненно важную артерию Москвы. На помощь были спешно направлены войска воеводы соседнего города Зарайска князя Д.М.Пожарского. Узнав, что Лисовский находится в 30 верстах от Коломны возле села Высоцкого (ныне г.Егорьевск), Пожарский под прикрытием темной ночи внезапно напал на лагерь поляков и разбил их. Пожарский радостно был встречен жителями Коломны. Эта победа имела большое значение для столицы, положение которой было в те дни очень трудным. Коломна и Коломенская дорога остались за Москвой.
Весной 1609г. на Коломну пошел отряд Млоцкого. Все его атаки были отбиты. Однако врагам удалось перерезать Коломенскую дорогу. Москва была полностью блокирована тушинцами. В городе начался голод. Пополнив свои войска, Пожарский сумел очистить дорогу от поляков. В августе 1609г. «хлеб пошел к Москве с Коломны добре много».
В июле 1610г., видимо, обманом и подкупом тушинцы заставили местную знать Коломны признать Лжедимитрия II. Но Пожарский послал в Коломну из Зарайска своих людей, которые и помогли коломничам прогнать тушинцев.
В декабре 1610г. Лжедимитрий II погиб. Польские интервенты использовали любой повод, чтобы поживиться, упрочить свое положение в России. Дочь одного из организаторов нашествия Ю.Мнишека Марина Мнишек, жена первого, а потом и второго самозванца, «по казачему воровскому умышленью» (имеются в виду казаки-тушинцы.- Авт.) была переведена «на Коломну». Жила она здесь, как московская царица: в царском дворце, окруженная большой свитой. «Пискаревский летописец» пишет: «А была за нею Коломна вся, а чины у нее были царьския все: бояре и дворяне, и дети боярские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася ‘царицею’ ко всем бояром и воеводам».
В стране в те времена нарастала волна освободительной борьбы против иноземных захватчиков, до нитки грабивших города и села. В Рязани родилось первое ополчение под руководством воеводы Прокопия Ляпунова. Ему удалось собрать большое войско. Ополчение двинулось на Москву.
Первый город, в котором остановился Ляпунов, была Коломна. Посадские низы еще до этого горячо поддержали ополчение, влились в его ряды, хотя воевода города всячески противился этому. Коломничи организовали свой отряд, который возглавил дворянин И.А.Колтовский. 3 марта 1611г. Ляпунов выступил из Коломны, взяв с собой ее «наряд» (пушки) и «гуляй-город».
Первыми достигли Москвы отряд ополчения Д.М.Пожарского, состоявший из зарайцев, а также отряд рязанцев под водительством И.М.Бутурлина и отряд И.А.Колтовского. Коломничи остановились в Замоскворечье, у Яузских ворот, и действовали, видимо, довольно решительно, так как Ляпунов в обращении к жителям Нижнего Новгорода говорил: «Коломенские господа, дворяне и дети боярские и черные люди с нами в одной мысли».
Классовые интересы феодалов и тяглых людей посада, разумеется, были совершенно противоположными. Но перед лицом общего врага они придерживались «одной мысли»- выгнать из Москвы ненавистных захватчиков. Однако даже этот благородный шаг не мог примирить их в классовом отношении. Это и явилось одной из причин распада первого ополчения. «Бысть у них под Москвою меж себя рознь великая».
В Нижнем Новгороде под руководством Кузьмы Минина и известного уже нам Дмитрия Пожарского организуется второе народное ополчение. На призыв нижегородцев прислать своих воинов для похода на Москву откликнулись многие города, в том числе и Коломна. И потянулись ратные люди в Нижний. Летопись сообщает: «Первое придоша коломничи, потом резанцы, потом же из Украиных городов многия люди».
Когда в июле 1612г. ополчение стало подходить к Москве, то один из вожаков первого ополчения казачий атаман Иван Заруцкий, ранее принадлежавший к лагерю тушинцев, мечтавший сам «быти царем и великим князем» в России, понял, что ему не осуществить свой авантюрный замысел. С отрядом казаков он «ис под Москвы (где он находился.- Авт.) збежал на Коломну к жонке к Маринке», которая после смерти Лжедимитрия II стала его женой. Недолго пробыл в Коломенском кремле Заруцкий с Мариной Мнишек. Его здесь встретили довольно холодно. Никто из коломничей не выразил радости, когда он сына Марины Мнишек («ея Ивашку»), рожденного от Лжедимитрия II, назвал «царевичем, а жонку царицею». Не встретив поддержки своим честолюбивым планам, Заруцкий ограбил город. «И, взяв жонку да малого, с Коломны пошол» на Рязань, «а затем на Астрахань», где «почал жити по царьскому чину».
Два года спустя Заруцкий был схвачен и казнен вместе с Ивашкой. Марина Мнишек, как гласит предание, была отправлена в Коломну и заточена в наугольную Коломенскую башню кремля (отсюда второе название башни- Маринкина). Там польская авантюристка и нашла свой конец.
Второе ополчение очистило Москву от иноземных захватчиков, а вскоре враги были изгнаны со всей земли Русской.
Многие города были сожжены, лежали в руинах. Немалый ущерб был нанесен и Коломне. Правда, как всегда, феодалы богатели, а низы испытывали острую нужду, голодали. Это вызывало протест. В 1613г. мелкий торгово-ремесленный люд захватил у епископа- самого крупного в городе феодала- одну из его слобод. Тот оказался бессилен вернуть ее себе, что свидетельствует о стойкости посадских низов. Чтобы восстановить свою собственность, епископу пришлось обращаться к царю.
Светские и духовные вотчинники, а затем и дворяне, пользуясь нищетой посадских низов, закабаляли их, захватывали пустые дворы. Так, в 1623г. 122 пустых посадских двора были заняты теми, кто не платил посадского тягла. Всего же на посаде в том году насчитывалось 355 дворов. Посадские люди не мирились с произволом феодалов, но власти всегда вершили суд в пользу последних.
Угнетали трудовой люд города и купцы, старосты, целовальники. Редко кто из них не занимался ростовщичеством.
Царское правительство не могло не знать, что в народе идет брожение. Летом и осенью 1648г. в ряде городов, в том числе и в Москве, вспыхнули восстания городской бедноты. Чтобы укрепить классовые позиции дворян и посадской верхушки, было обнародовано Соборное уложение (новый свод законов, юридически оформивший крепостное право). Уложение ликвидировало в городах частные владения светских и духовных феодалов- «белые места», передав их в пользование посада. От этого выигрывали прежде всего казна и богатые горожане. Чтобы осуществить соответствующие статьи Соборного уложения, в Коломну из Москвы в качестве строельщика (распорядителя) прибыл стольник Василий Дашков. При помощи воеводы он произвел отчуждение у епископа Рафаила 98 дворов вместе с тремя слободками, в которых жило 334 человека. Показательно, что размеры этой городской вотчины напоминали, как справедливо заметил советский историк П.П.Смирнов, «средней величины город» того времени. Потеряли свои дворы Спасский и Голутвин монастыри, вотчинники Н.И.Романов и В.С.Шереметев, стольник С.И.Шеин и другие феодалы. В результате этих мер в посаде стало на 172 посадских двора больше, т.е. на 30,2 процента. Теперь посадское тягло в Коломне платило большее количество людей, но зато они навсегда прикреплялись к посаду, что сковывало их торгово-ремесленную инициативу.
Однако, несмотря на это, посад разрастался, что отражало общий подъем экономики страны. Население увеличивалось за счет пришлых крестьян. Нищета гнала их из деревень, и явно и тайно они селились в городе. Через 30 лет после появления Соборного уложения (1678г.) в Коломне на 29 дворах посада, к удивлению местных властей, были обнаружены пришлые, т.е. бежавшие сюда из разных мест, люди. В документе говорится: «…Пришлые люди, которые живут на Коломне на посадских старинных дворех, поженились на старинных посадских вдовах и девках и какого чину те люди и из которых мест пришли и сколь давно они на Коломне живут, и они допрашиваны».
Что же показали эти допросы?
Вот «Оска Фатеев Комаров, государева дворца села Дединова крестьянин, а сшол он из села Дединова на Коломну от скудости, а живет на Коломне лет 6 на посадской земле в тягле». Крестьянин из деревни Марковой Савелий Андреев «после отца своего и матери остался в малых летах и бродил на Коломне по миру, кормился христовым именем и женился на Коломне во двор». Сидор Афанасьев, крестьянин Муромского уезда, также рано осиротел и попрошайничал «на Коломне лет пять».
Нет, не от хорошей жизни пришли все эти люди на посад! Их гнали сюда голод и нужда. Здесь им тоже жилось несладко, но лучше, чем в деревне. Большая часть пришлых крестьян быстро входила в общую колею посадской жизни. Например, об одном беглом крестьянине в том же 1678г. говорится, что он «живет на Коломне, а кормится плотничеством».
Граница Московского государства к середине XVII века отодвинулась от Коломны. Город перестал быть военно-оборонным. Коломничи занялись широко ремеслом и торговлей. Их город относился в ту пору к одиннадцати крупнейшим городам России, в которых насчитывалось более 700 посадских дворов. Проживало на посаде 1924 человека.
«Эта Коломна- город известный и знаменитый»,- писал Алеппский. Как личный секретарь, он сопровождал антиохийского патриарха Макария, направлявшегося по своим церковным делам из Сирии в Москву. Путь туда преградила гостям «моровая язва». И они вынуждены были остановиться в Коломне, поселиться здесь в одной из келий епископа и прожить с 17 августа 1654г. до 30 января 1655г. Наблюдательный, пытливый, любознательный и не лишенный литературного таланта, Павел Алеппский сделал яркие зарисовки жизни и быта Коломны тех лет.
На посаде дворов больше, чем внутри кремля, писал он. Слободы посада представляют собой как бы отдельные селения (а точнее- усадьбы), где все дома деревянные. Пространства между слободами не пустуют, на них разводят сады, огороды, пасут скот. По понедельникам и четвергам на торговой площади обычно бывает большой базар. На базар крестьяне привозят свиней, «зарезанных и ошпаренных, уже замерзших, которые стоят в санях как живые… Точно также гусей, уток, индеек продают ощипанными и готовыми». Павел Алеппский замечает, что бойкая торговля шла не только «на торге» перед Пятницкими воротами, были еще рынки за городом (за кремлем). В Коломну приходило много товаров сухопутным и речным путем. На пристани у Свибловой башни «всегда стоят на якоре несколько судов».
Суда с товарами, прибывавшие из Москвы в Коломну, отправлялись дальше вниз по рекам на Казань и Астрахань, на Кавказ и в Персию. Через Коломну на Москву едут заморские купцы, которые везут «материи, крашенный шелк, индиго, хлопок, пряности, сафьян, ладан и прочее, а взамен берут соболий мех, рыбий зуб (клыки моржа), отличные сукна и дорогие товары и редкости московские»
«В этом городе,- замечает Павел Алеппский,- бывает сборище всех купцов», как русских, так и нерусских.
В то время, когда Павел Алеппский с патриархом Макарием совершал путешествие из Сирии в Москву, в России возникали и развивались общенациональные рыночные связи, центром которых становилась Москва. В этом важном торгово-экономическом процессе купцы Коломны играли немаловажную роль. Довольно часто, на барках- «коломенках» (их делали в селе Дединове) купцы ходили с товарами, в том числе и своего изделия, во многие города страны, и прежде всего в Москву. Они были извечными поставщиками туда хлеба. Во второй половине XVII века в Коломне зарождается и скотопромышленность. Большими гуртами скот пригоняли с южных степей, особенно из астраханских. Часть его убивали на скотобойнях города, а часть гнали в Москву.
Широкие торговые операции приносили купцам немалые прибыли. В честь покровителя торговли святого Николы в конце XVII века на посаде на средства купцов была воздвигнута из кирпича нарядная церковь Николы Посадского (Посадская ул., 18). Бесстолпный четверик храма с трапезной и приделом стоял на высоком подклете. Верх храма пышно покрывало пирамидальное пятирядие кокошников, которые венчали пять главок на тонких шейках. Рядом с церковью была построена шатровая колокольня, имевшая четыре ряда слухов. (Храм и его колокольня- ценный памятник русской архитектуры XVII века, ныне охраняется государством.)
Возникновение и развитие всероссийской торговли, в которой Коломна занимала далеко не последнее место, знаменовало собой новые сдвиги в экономике страны, хотя ее основой продолжало еще оставаться натуральное феодальное хозяйство.
Павел Алеппский довольно откровенно пишет о богатстве и сумасбродстве епископа. Его двор «очень велик и обнесен кругом деревянной стеной». Епископ имеет сад, «в коем растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу». Здесь же, во дворе епископа, находилось сводчатое здание из камня, в котором он сам творил суд и расправу. Провинившихся бросал в тюрьму, находившуюся рядом с канцелярией. Это была «большая тюрьма с железными цепями и тяжелыми колодками для преступников». Если кто из крестьян епископа провинился, того сажали в тюрьму и наказывали «как нам случалось видеть, смертью или ударами, смотря по вине».
Павел Алеппский также заметил: тюрьмы не редкость в церковных заведениях. «Не только в этом епископстве есть тюрьмы и оковы, но и в каждом монастыре они имеются…» Епископ имел 300 воинов для своей охраны и защиты. Они его сопровождали всюду, куда бы он ни отправлялся.
Владения коломенского епископа состояли из 15 городов с многочисленными селениями. «Говорят, будто епархия эта бедна и мала, да поможет ей Бог! а она больше области трех патриархов: антиохийского, александрийского и иерусалимского!»- пишет тот же автор.
Главным же городом епархии была Коломна, эксплуатация низов которой была одним из важных источников обогащения епископа и его окружения.
Так же действовала городская верхушка. Не стояла в стороне и казна. Наряду с различными налогами, собираемыми с городской бедноты, она грабила ее при помощи кружечного двора (попросту- кабак). Вином, точнее водкой, торговали верные целовальники и головы. В Коломне управлял кружечным двором «голова Микифор Прохоров с товарищи». Ему вменялось в обязанность каждый год отправлять в казну «оклад», причем с прибылью. Так, в 1649г. «оклад» коломенского кружечного двора составил 3751рубль 31алтын 4деньги.
По курсу рубля конца XIX века это составляло 62,5 тысячи рублей.
Доходы двора однажды пошатнулись. Это было связано с тем, что в городе расквартировали полк иноземного строя, солдат которого держали на голодном пайке. С молчаливого согласия отцов-командиров солдаты сами стали изготовлять вино и продавать его около кружечного двора, на торгу, на посадах и в слободках. Прохоров пожаловался.
Доведенные до отчаянья жалким существованием, солдаты взбунтовались. 6декабря 1653г. собрались на кружечном дворе «человек с двести и болши», вооруженные мушкетами, пиками и копьями. Под барабанную дробь они учинили погром на дворе, «учали де в избах ломать подставы, и питье кабацкое лить», а целовальников избили «кольем и дубинками» до смерти. Напуганные таким оборотом дела, они, «видя над собою смертное убийство, учали бить в колокола, и одва государеву казну отстояли». Но командование полка не наказало солдат. Тогда царю пошла челобитная. И царь предписал, чтобы «салдаты будучи на Коломне жили смирно и бережно, и воровства б от них к коломничам посадцким и всяких чинов к людем не было». Только после этого в полку был наведен порядок. И дела кружечного двора несколько поправились.
Во время царствования Алексея Михайловича на реке Оке в селе Дединове было решено построить военный корабль. Средства на это должны были поступить из оклада кружечного двора Коломны. Но городской голова не смог выделить требуемую сумму. Коломенский владыка Мисаил по царскому предписанию послал в Дединово своих мастеров по канатному делу. Но положение их на строительстве было столь тяжелым, что даже епископ возроптал. Он жаловался царю: «Дал я восемь человек мастеров, но Полуехтов (распорядитель работ, корабельный мастер.- Авт.) бьет их и мучает, в подклет (подвал.-Авт.) сажает, пеньки и кормовых денег не дает, мучит голодною смертью».Несмотря на все эти невзгоды, в мае 1669г. первый русский военный трехмачтовый парусный корабль «Орел» был построен и испытан. На его борту установили 22 пушки. Корабль отправили для охраны торгового пути между Россией и Ираном, проходившего по Волге и Каспию. Но вскоре он был сожжен разинцами в Астрахани.
Современники метко назвали XVII век «бунташным». Если в начале века была первая Крестьянская война, то в шестидесятых- семидесятых годах вспыхнула вторая Крестьянская война под руководством Степана Разина. Эти войны свидетельствовали, какого накала в те времена достигала классовая борьба. В начале сентября 1670г., когда Разин подошел к Симбирску, волнением были охвачены многие города и села, особенно центра России. Напряженной была обстановка и в Коломне, которая оказалась на положении осадного города. Брожение охватило посадские низы и крестьян уезда. Воеводе было ведено прежде всего «ведать татиные, и разбойные, и иные дела». Тюрьмы были переполнены, пытали каждого, кто вызывал хотя бы малейшее подозрение в связи с разинцами или просто симпатизировал им. Но трудно было смирить гнев народа, мечтавшего о воле и поднявшегося на борьбу с феодалами. Был совершен смелый и дерзкий побег из «татиной тюрьмы»: «умысля воровски, подкопався, ис тюрьмы через тюремный двор под тюремной тын ушли».
Обстановка в Коломне еще более обострилась, когда один из разинских отрядов появился на реке Плаве, возле города Тулы. Коломенский воевода по предписанию Разрядного приказа немедленно отправил туда ратных людей. Это были главным образом «»дворяне и дети боярские и рейтары» (конные воины иноземного строя). В Коломне осталось всего 30 московских стрельцов. Поэтому они беспрестанно «в посылках и на карауле».
Воевода жаловался царю: «А воровство, государь, в Коломенском уезде многое, воры приезжают многолюдством и многих людей побили до смерти», а ему, воеводе, «посылать неково» в уезд с карательной целью. Правда, воевода создает карательный отряд из состоятельных «посадский и иных чинов». Во главе его становится осадный голова Степан Задонский.
Отряд поймал восемь человек: двух в Запрудной слободе, а остальных- в вотчине окольничего Р.М.Стрешнева в селе Микулинском (ныне Никульское, в 8 километрах от Коломны). Пойманных привели на съезжую избу и учинили допрос. Оказалось, что арестованные еще накануне находились в царском карательном полку, но бежали из него, не желая вести борьбу с разинцами. Один из задержанных, Тишка Тотарин, так и сказал: «Едем де не по Стеньку Разина».
Тихон Тотарин возглавил отряд восставших крестьян Коломенского уезда. Воевода сообщал царю: «Да ево, Тишкино с товарищи, воровство и озорство сыскалось: едучи дорогою, проезжих людей били и грабили, и саблею сек».
Тихон Тотарин олицетворял собой смелость и мужество воинов Степана Разина. Когда он высказал свою преданность вождю Крестьянской войны, то воевода «про такие воровские слова для подлинного розыску велел Тишку Тотарина взять в застенок и распросить накрепко. И он, Тишка, в застенке говорил то же, что и в распросе, а в тех словах не винился». Но всех тяжких и зверских истязаний воеводе казалось мало. Тотарина подвергли пыткам. Однако он не признавал себя грабителем, но заявлял о своей верности Степану Разину. Против Тихона Тотарина было одно обвинение: «отнял пару пистолей да мошну с пульками». Да, Тихон отнял оружие, чтобы бить ненавистных притеснителей.
Тихон Тотарин- личность легендарная. Он может быть поставлен в один ряд с другими самоотверженными героями крестьянских войн.
Волнения в Коломенском уезде принимали такие размеры, что одному отряду Задонского справиться с ними было не под силу. На подмогу ему воевода вынужден был бросить свои последние силы- московских стрельцов. «И воры сысканы на Коломне и в Коломенском уезде многие, и за их злые и богомерские дела те воры… кажнены смертными и иными розличными казьми»,- доносил воевода в Москву в ноябре 1670г.
Восстание Степана Разина было жестоко подавлено. Многих его участников казнили, сослали в вечную каторгу. Но трудовые угнетенные массы не складывали оружия, хотя формы их борьбы принимали несколько иной характер.

Крестьянская война вынудила правительство на проведение ряда реформ. Выиграли от них главным образом дворяне. И все же объективно эти реформы способствовали прогрессу страны.

Почти ни одно крупное событие «бунташного» века не прошло мимо Коломны. Ее посадские низы стояли на стороне Болотникова и Разина. Коломничи снабжали Москву всем необходимым, когда тушинцы пытались голодом задушить столицу Российского государства. После изгнания интервентов из пределов России Коломна быстро развивает ремесла и торговлю, тем самым способствует формированию общенациональных рыночных связей.

Начало

Коломна – Москвы уголок – 2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь