Новости Коломны   Коломенский троллейбус Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen

Коломенская мечта

Интересна история коломенского, так и не состоявшегося троллейбуса. Коломна – один из крупнейших и древнейших городов Московской области. Первое упоминание о нем относится к 1177 году.

Никита Петрович Гиляров-Платонов писал: «Уездный город, бывший епархиальный, следовательно, старинный, а потому, согласно этим двум качествам, со множеством церквей (до двух десятков счетом); река средняя, впадающая за три версты в большую. Но, впрочем, зачем же говорить обиняками? Это – Коломна.

Крепость полуразвалившаяся, но с уцелевшею частью стен; уцелело также несколько башен и одни ворота с иконописью на них и с вечною лампадой. Как подобает старине, город потонул в легендах. В одной из башен содержалась Марина Мнишек: это исторический факт. В той же башне кроются несметные богатства: это легенда. В одной из церквей венчался Димитрий Донской и осталось его кресло.

Это тоже история (сохранилось ли кресло доныне, не имею сведения). А об одной башне в зимние вечера при горящей лучине (свечи у нас полагались почти только для гостей) тетушка Марья Матвеевна заводила речь, что башня эта, угольная к Москве-реке, называется «Мотасовою».

В первой половине прошлого столетия к коломенским историям – и подлинным, и выдуманным – прибавилась весьма развитая промышленность и богатая инфраструктура. В 1932 году одна из здешних газет сообщала: «У Рязанской заставы вырос каменный рабочий поселок на 500 семей, поблизости расположился хлебозавод. Рядом с рабочим поселком заканчивается строительство больницы и белеет новенькое здание диспансера. Ближе к заводу красуется новая хорошо оборудованная школа, высится громада строящегося Дворца культуры. На месте старой «обжорки» выросла фабрика-кухня, обслуживающая обедами около 10 000 человек. Невдалеке от Старо-Голутвина монастыря на пустыре строится гигант – учебный комбинат, первая очередь которого к 7 ноября 1932 года сдана в эксплуатацию.

Рядом трехэтажный дом студентов. К 1 декабря текущего года заканчиваются четыре дома для рабочих и инженеров Коломенского завода, который и сам омолодился: выросли красавцы ДМ2, новый чугунолитейный, модельный цехи. В самой Коломне горсоветом заложены новые жилые дома, строится баня, прокладывается новый водопровод, построено новое здание банка, исковерканные булыжные тротуары с каждым годом все больше и больше одеваются в асфальт, на улицах появились автобусы.

Электрические фонари тысячами свечей освещают коломенские улицы, две тысячи радиоточек несут культурный отдых в квартиры трудящихся. Новой Коломне тесно в старых границах, она кинула линию домов к Бочмановскому заводу, тут также выросли новый клуб, столовая, стадион, перебравшись через Оку, она осела новым цементным заводом и культурно-бытовыми учреждениями в Щурово».

Неудивительно, что власти в какой-то момент решили облегчить жизнь горожанам, проведя там троллейбус. Это произошло в 1940 году.

Коломенцы с энтузиазмом отнеслись к идее. Но этого вдруг оказалось недостаточно. Все упиралось в пресловутый человеческий фактор. Особую неторопливость проявлял сам начальник троллейбусных работ некто Н.А. Кожевников. Кто-то из местных самодеятельных стихотворцев даже посвятил ему стихотворение под названием «Троллейбусная элегия». Там, в частности, были такие слова:

Не гляди же с тоской на дорогу,
Не растрачивай нежность души.
Ну, очнись же, встряхнись хоть немного!
Все детали достать поспеши.

Товарищ Кожевников был не единственным слабым звеном. 11 июня 1941 года «Коломенский рабочий» сообщал: «В скором времени начнется эксплуатация троллейбуса, и хозяином этого нового для Коломны транспорта станет горкоммунотдел. Как готов заведующий горкоммунотдела товарищ Черепнин к приему троллейбусного хозяйства? Да никак. Он считает, что сейчас троллейбус его не касается, а когда начнет касаться, тогда и начнет заботиться о нем. Товарищ Черепнин считает троллейбусное строительство таким «американским дядюшкой», с которого можно поживиться. Он ежедневно предоставляет две-три подводы для строительства и ежедневно присылает счета за это на 5–6 рублей дороже утвержденных цен».

Все между тем шло к тому, что в ближайшее время троллейбус в Коломне запустят. Но началась Великая Отечественная война, всем стало не до этого. Затем – восстановление народного хозяйства. Про коломенский троллейбус постепенно позабыли. И не вспоминают до сих пор.

Алексей Митрофнов
mperspektiva.ru