НовиковЛажечниковПильняк. Их труды охватывают две с половиной сотни лет, а иногда кажется, что некоторые страницы написаны одним и тем же автором. Впрочем, разве это удивительно? Новости Коломны   Коломенский текст Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi kultura iskusstvo tvorchestvo v kolo istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen  В Коломне – особая аура: любой литератор невольно попадает под ее обаяние. Проходит краткое время – и незаметно его творения становятся частью того самого коломенского текста, о котором так полюбили говорить наши литературоведы. Для кого-то коломенский текст – литературный термин, а для меня и моих коллег – реальность, особая форма «духовной материи», в которой все мы живем и влияния которой не можем не чувствовать.

Идея «коломенского текста» была сформулирована проф. В.А. Викторовичем на рубеже «двухтысячных» годов и сыграла огромную роль в литературном процессе города. Понимание того, что «коломенский текст» это не просто набор стихов или прозы, написанных в Коломне или о Коломне со средних веков и до наших дней, а овеществленная душа города, глубоко проникла в нашу творческую среду. Появились писатели, которые прямо позиционируют себя в качестве продолжателей «коломенского текста» (например – Роман Славацкий). На страницах «Коломенского альманаха» опубликованы произведения Иванчина-Писарева, Лажечникова, Гилярова-Платонова, Пильняка и других, в которых зашифрованы коломенские мифы. И они, эти мифы, стали как бы сами собой оживать, принимать вещественные формы.

Так было восстановлено производство коломенской пастилы и создан Музей утраченного вкуса. Так возродился коломенский калач и соответственно – музей «Калачная». На улицах Коломны появились десятки информационных щитов, мемориальных досок, указателей, посвященных как реальным писателям (Ахматова, Пильняк, Достоевский, Куприн и т. д.), так и прототипам («Дом соляного пристава», статистик Петропавлов) или отрывкам из прозы или стихов.

Большой популярностью пользуется сайт «Коломенский текст», на котором выложена коломенская классика и произведения современных авторов, продолжающих давнюю традицию. Труды В.А. Викторовича не только открыли неизвестные страницы литературной истории, но и оказали мощнейшее воздействие на современную творческую среду.

«Коломенский альманах» собрал вокруг себя тех, кому дорого слово о Коломне, слово о России, кто стремится сохранить традицию коломенского текста. Прозаики, поэты, историки, искусствоведы, краеведы создают этот коломенский текст, а щедрые душой друзья и помощники альманаха помогают воплотить на его страницах Слово, без которого – истинно – не может быть у нас ни Памяти, ни Надежды.

 Виктор Мельников

Земля Достоевского в опасности 

Довольно своеобразно отметили Год литературы в Зарайском районе Московской области. В Даровом, имении Достоевских, где прошли дНовости Коломны   Коломенский текст Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi kultura iskusstvo tvorchestvo v kolo istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen  етские годы будущего гения, прямо посреди места, нежно любимого писателем, вырос «новорусский коттедж»…

Пустующей земли вокруг немерено. Что, не нашлось места? Обязательно было вклиниваться в заповедную красоту русской истории? Такое вторжение тем более болезненно, что от мемориальных построек остался лишь маленький флигель и самое главное – парк, сад, пруды, окрестности, почти такие же, как в пору расцвета имения. В этих крылатых кронах и таинственных тропинках, в прекрасных панорамах и во Въездной аллее до сих пор живут тени Прошлого.

И теперь в исторический природный ландшафт, особенно чуткий и нуждающийся в защите, грубо вторгается нахальный уродец… Вряд ли стоит ожидать по этому поводу беспокойства местной администрации. А вот Министерству культуры РФ стоило бы побеспокоиться. Ф.М. Достоевский – фигура мирового масштаба, может быть, самый известный в мире наш соотечественник.

Перспектива строительства «коттеджного поселка» прямо в усадебном пространстве Дарового – это позорище на весь свет. Давайте не будем позориться!

Новостройка в Даровом

Пальмиру взрывает орда дебилов,

Для них Пальмира – пустая гиль;

Насквозь пропитала мозги «игилов»

Бесовской злобы сухая пыль.

Но только нам ли – вершить молитвы,

Орать о правде на целый мир,

Нам – в едком крошеве динамита,

Засыпанным пылью своих пальмир?

К чему нам, нынешним, Достоевский

И рощи, любимые с юных пор?

Мы пустим земли его в нарезку,

«Изячной жизни» дадим простор!

Прощай, Даровое!.. Пришли невежды,

Которым плевать на свою страну,

И лезут уродливые «коттеджи»

На душу нашу и старину.

Свои «игилы» к своей угоде

Корчуют парки и жгут года.

…А тень Достоевского – прочь уходит,

И плечи опущены от стыда.

Роман  Славацкий   

vo-gazeta.ru
06.02.2016