Исследователь Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ Виктория Мальцева на открытой лекции рассказала о сохранении объектов культурного наследия и развитии города за счет их модернизации. По словам эксперта, Коломна — один из нетипичных кейсов успешной интеграции бизнеса в памятники архитектура.
Коломна вошла в исследование Высшей школы экономики, посвященное анализу вариантов капитализации объектов культурного наследия с помощью бизнеса и государства. Здесь городские усадьбы, доходные дома, исторические бани и торговые ряды, купеческие жилые дома и дворовые постройки находятся на развитой застроенной территории. Это обеспечивает постоянный трафик для кафе, музеев, магазинов сувениров и другого, что наполняет историческую городскую среду.
Зарубежные исследователи посчитали, что тур по историческим местам гораздо продолжительнее, чем, например, путешествие ради экстрима. Соответственно, исторический турист тратит гораздо больше денег, чем другой. Эти средства могут идти на нужды города. Плюс сами объекты культурного наследия создают рабочие места — и речь не только про реставраторов.
Коломенский кремль или КоломнаТекмаш привлекают туристов из-за хорошей транспортной доступности, удачного расположения в развитой местности и наличия коммерческих точек.
Существующая механика помощи объектам, разработанная Департаментом государственной охраны культурного наследия, не учитывает множества факторов. Так, выделяются средства на «проведение работ по сохранению объектов», что в большей степени касается разрушенных или аварийных зданий. Эксперты Вышки разработали альтернативную методологию, учитывающую коммерческую активность среды, размер и функциональное назначение объектов.
— В Коломне бизнес успешно проникает в объекты культурного наследия. Много маленьких памятников архитектуры при большом количестве людей вокруг — это то, что привлекает инвесторов, — поделилась Виктория Мальцева. — Мы разработали типологию, которая ориентируется на потенциальных инвесторов. Наша цель — вернуть объекты культурного наследия в экономический оборот, чтобы было на что их содержать и сохранять, чтобы они развивали город.
Коломна относится к типу городов с оживленной местностью, вокруг которой формируется историческая среда. Она наполнена кафе, магазинами сувениров и другим. Во втором типе исторические здания располагаются в местах со средней плотностью жилой застройки. Коммерция здесь заполняет ближайшие здания, а внутри объектов ее нет. Третий тип — это постройки в малонаселенных точках вдобавок с плохой транспортной доступностью и низкой коммерческой активностью.
Эксперт НИУ ВШЭ утверждает, что развивающиеся объекты могут менять свой тип. Но для этого необходима совместная работа инвесторов и местной власти.
Лекция Виктории Мальцевой прошла в рамках проекта НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу».
Контакты:
Виктория Путилова — куратор проекта НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу»
+79279049593
vputilova@hse.ru