
ЦИАМ фонд 16 опись 2 дело 5
Об обидах, причиненных коломенским городоничм Дурново Мещанинову и Лажечниковой 1783-1784 гг.
Жалоба Ивана Демьяновича Мещанинова на имя московского генерал-губернатора 1783 год (листы 1-2)
Милостивый государь
Осмеливаюсь вашему сиятельству сим всепокорнейше донести и просить о защищении в домогательствах от господина коломенского городничего Федора Матвеевича Дурново о ево ко мне учиненной обиде, что я до сего времени ваше сиятельство не смел утруждать, а уповал, что им то чинено было при первом вступлени (на упоминании?) к строгости, а ныне оказалось единственно ис какой-либо злобы или по наущению.
Прежде изволил между протчими розгаворами употреблять, что он будет поступать не так как бывшие градоначальники, я де по своему ведомству лутчему купцу живущему в городе докажу, а затем пропустя несколько времени нынеж зимою быв в доме у господина капитана исправника Михаила Никитича Папина тож употреблял (по уважении своей строгости?) и до такого безпокойствия себя довел, что бывшие тогда в той компании из господ благородных доволное число в том числе и я, принуждены все ис покоев беспорядочно на двор уйти и ехать по домам, тогда уже была ночь.
И он господин городничий тудаж на двор незнаемо с какого умыслу выбежал и кричал кароул. Но как я видя такой необычной поступок оставя свою лошадь едва ушел в ворота и со мною ту(т)же ушли на улицу из господ благородных Дмитрий Иванович Евлахов, Михаил Федорович Авдулов, у коих стояла на улице с санми лошадь, и меня с собою посадя довезли до моего дому. А протчия, Артемей Ларионыч Павлов, Сергей Сидорович Попов, ис купцов Тимофей Шулгин, каким образом спаслись я уже не видел. А толко пришел ко мне в дом господин капитан Попов и объявлял … (плохая сохранность) … и с т(ого) времени он господин городничей начел иметь ко м(не) всячески домогательства …. (плохая сохранность) … февраля 10-го числа приехав во многолюдстве с командою и двумя аф(и)церами ко мне на жилой двор и на том дворе (расчлис?) на две парти штатной роты.
Подпоручик Николай Степанов с командою пошол на фабрику, а господин городничей з другим офицером с прапорщиком, что находитца в Коломне винным приставом, оные взошли ко мне в жилые покои озартным образом. Господин городничий объявил, мне якобы у меня на фабрике есть беглая женка и для того приказал мне итти за ними на ту мою фабрику, чтоб ту бабу иму отдать, и повинуясь тому приказанию за ними городничим и афицером пошел, и прешед на ту фабрику того подпорудчика Николая Степанова с командою, которой пошол прежде, не застал, и (тою) бабу они уже увезли в городническое правление, и я того господина городничего по желанию, куда ему было угодно, по всему фабричным покоям водил и объеснился, что я зная о беглых закон держать заведомо низачто несоглашусь, а оная стрепуха нанета не мною, а ткачами, и ткачи сами тож объявили, и кобы оную бабу привел к ним отец ее родной, который и живет в Коломне с (ее) матерью, и уверил, что у того отца на ево дочь якобы имеет писмо. И чрез такой необычной и чрезвычайной строгой поступок во многом числе людей навел домашним моим жене и детем немалой страх, от которого и п(оныне) в чувство притти не могут, да и протчем тому подобные имеет домогательствы единственно к моей обиде, незнаемо за что и (ныне) я нижайше нахожусь в такой обиде чего в жизни моей ея батюшка ваше сиятельство еще ни от кого не видывал (неразбор.) ради и о сем ваше сиятельство прошу отечески защитить и пребыв с истиным моим высокопочитанием и совершенною преданностию нои всегда.
13 февраля 1783 год Коломна Иван Мещанинов.
Сиятельнейший граф, Милостивый государь
Извините мне милостивый государь, что я ваше высокографское сиятельство осмеливаюсь еще утруждать, но принужденным себя нахожу прибегнуть под покровительство вашего графского сиятельство: и просить о защищении (милостиваго) благоволения. Господин городничей Федор Матвеевич (нынеж) уже по приезде из Москвы изволил сам ездать сего февраля 28 на постоялой мой двор, который отдан для проезжающих из найма, в том же доме и харчевня, и безвременно оным как харчевнику так и дворнику изволил приказать, чтоб выбырались з двора и изо всех покоев вон, объевя им, что от него оной дом назначен под постой.
А как харчевник и дворник по нынешнему времени заготовили овса и сена и протчих съестных припасов на все годичное время, употребя на то они свой капитал да немалого числа хот(ят) камеру по команде просит о убытках, что по контракту им в содержании тому постоялому дому и харчевни термен еще не вышел. Что же касается до очередного постоя, я против протчих живущих в Коломне не в празности оставлен, а во уравнение общества, (оно же) господин городничий Федор Матвеевич со вступлении своего сам изволил назначить в жилом моем доме квартиру проезжавших для знатных персон.
Я оное не почитал себе в тягость, хотя мой дом и при фабрике, единственно за сщастие принимал и деиствително имел сщастие видит в моем доме его светлость Григория Григорьевича и графа Ивана Григорьевича Орловых, так же и протчих в разные проезды, я бы и другой двор очистить не отрекся, но те, которыя в том доме сожержут харчевню и постой, считают термен.
Вразсуждении сего осмеливаюсь ваше высокографское сиятелство утруждать и просить о милости (тому) защищении и пребыв с истинныи моим выскокопочитанием и совершеною преданностию
всепокоршейший слуга Иван Мещанинов
1 марта 1783 год Коломна.