Большую часть своей трудовой биографии инженер-конструктор Коломзавода Пётр Миронович Мерлис посвятил созданию новых дизелей для тепловозов и судов.

Родился П.М.Мерлис 5 июля 1908 года в городе Щёлкове в семье инженера-химика. И сам после окончания школы-девятилетки поработал три года слесарем на Щёлковском химическом заводе. Лишь после этого поступил учиться в Нижнем Новгороде в механико-машиностроительный институт, избрав специальностью дизелестроение.

Дипломированным инженером приехал Пётр Мерлис в 1933 году на Коломенский машиностроительный завод. Поработать пришлось недолго: призвали его на военную службу. В 1934 - 35 годах находился в составе 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота. Уволившись в запас, вернулся на Коломзавод и здесь работал инженером-конструктором, руководителем группы, а с 1939 года - ведущим конструктором первого двухтактного дизеля размерности 23х30.

В Великую Отечественную войну вместе с заводом П.М.Мерлис находился в эвакуации в городе Кирове, работал старшим мастером по моторам танков, участвовал в создании новой самоходной артиллерийской установки. Его труд во имя победы был отмечен боевым орденом Красной Звезды.

После войны П.М.Мерлис некоторое время поработал на Харьковском заводе, но в 1947 году возвратился на Коломзавод и полностью отдался дизелестроению. До 1955 года был ведущим конструктором, затем десять лет - заместителем главного конструктора по проектированию и доводке новых машин, а с 1965 по февраль 1969 года - главным конструктором. Творческие поиски П.М.Мерлиса и возглавляемого им коллектива увенчались успехом: был создан дизель 40Д, положивший начало целому семейству двигателей подобного типа.

За большие заслуги в создании дизелей Петру Мироновичу Мерлису 20 сентября 1963 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили золотую медаль «Серп и Молот» и орден Ленина.

Анатолий КУЗОВКИН
© ин-коломна.ру