Новости Коломны   Рядовой педагог из сельской глубинки отдал профессии всю жизнь Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi

Надежда РОМАНОВА 47 лет учит детей уму-разуму

Человек исключительной интеллигентности, скромности и трудолюбия, Надежда Алексеевна искренне чужда публичности, хотя ежедневно, из года в год, собирает вокруг себя
аудиторию, состоящую из только-только вступающих в жизнь школяров. Сколько их было за это время!

- Учитель начальных классов - человек без права на ошибку, - говорит она. - Дети - словно глина - поддаются «лепке» лишь в самом раннем возрасте. Если упустить момент, результат будет плачевным и ребёнок уйдёт во взрослую жизнь с пробелами, которых уже не восполнить.

Разумеется, судьба у каждого человека своя. Однако учительская доля - больше, чем призвание. Совсем юной, окончив Зарайское педучилище, Надежда начала работать по специальности. Но прежде попробовала себя в роли пионер­вожатой: в 70-е годы прошлого века пионерское движение было в самом расцвете. Красные галстуки, горны, барабаны и знамёна, песня «Взвейтесь кострами, синие ночи» - яркие приметы той эпохи, когда вера в добро и справедливость ещё не была дискредитирована капиталистическими предрассудками.

- Об идеологии мы тогда просто не думали, - делится Надежда Алексеевна. - Конечно, идейная подоплёка под всем этим подразумевалась, но это были лишь внешние атрибуты. Глубинный же смысл пионерского движения заключался в стремлении привить детям общечеловеческие ценности, научить их дружбе, взаимовыручке, любви к Родине. Поверьте, тогда к таким качествам относились с искренним осознанием их важности.

Более двадцати лет - первых в карьере педагога - Надежда Романова проработала в Непецинской средней школе. Правда, до этого был маленький эпизод, в корне изменивший жизнь молодой учительницы. Устроившись преподавать в начальной школе села Мячкова, она вскоре встретила свою судьбу - будущего супруга, с которым по сей день живёт в счастливом браке.

Конец восьмидесятых - начало девяностых для всех россиян оказались временем тяжёлых испытаний и проверки на прочность. Перестройку и последующее десятилетие с идеологическими и экономическими катаклизмами учителя переживали особенно болезненно. Задержки зарплат и падение уровня жизни принудил педагогов заниматься не свойственными им вещами.

- Я человек деревенский, привыкший к тяжёлому физическому труду, - поясняет моя собеседница. - Сад, огород, домашние питомцы всегда были подспорьем в семейном хозяйстве. А тогда, в трудные времена, только за их счёт и жили.

Последние два десятка лет Надежда Алексеевна работает по специальности в Проводниковской школе, выпустила уже несколько поколений учеников и сейчас даёт знания непоседливым второклассникам.

Прав был Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Учитель начальных классов Надежда РОМАНОВА:

- Работать стало одновременно и сложно, и интересно. Приходится осваивать новые технологии, вести электронные журналы и дневники. Дети стали совсем другими. Но я убеждена: ни один компьютер не заменит живое общение с учителем!

Наталия Шепелева

© Коломенская Правда