Рубрика "Доступная среда"
Новости Коломны   Коломенская организация «Глазами матери занимается поддержкой семей, с детьми инвалидами Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi

Улица Лажечникова, 1, красное кирпичное здание с крутой лестницей. Пандус здесь не построишь - слишком высокие ступени. Тем не менее именно этот с виду не слишком приветливый дом стал для многих детей-ин­ва­ли­дов и их родителей Домом надежды.

Дом кудрявых ёжиков

Здесь 22 декабря 2016 года состоялось открытие Коломенской городской Общественной организации "Глазами матери". Она занимается поддержкой семей, в которых воспитывают детей с инвалидностью. Помогает отстаивать права ребёнка с особенностями развития на образование, медицинскую помощь и реабилитацию.

Новости Коломны   Коломенская организация «Глазами матери занимается поддержкой семей, с детьми инвалидами Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi  Чтобы социализировать детей, на базе общественной организации открыли детский клуб "Кудрявый ёжик", в котором ребята всех возрастов могут общаться друг с другом. Детишки сообща рисуют и мастерят что-нибудь за одним большим столом, занимаются физкультурой. Аренду помещения родители оплачивают сами. Учебные пособия и канцелярские принадлежности покупают на свои деньги. Чтобы приобрести проектор для семинаров и "похода в кинотеатр" для детей, которые боятся посещения общественных мест, пришлось оформить кредит. Художники бесплатно расписали стены, одна из мам подарила два стеллажа. Нашёлся спонсор, который выделил 50 тысяч рублей на покупку спортивного инвентаря. В роли волонтёров, которые работают с детьми, - студенты ГСГУ.

- Основа нашей деятельности - игровая терапия, - говорит соучредитель организации и мама ребёнка с аутизмом Нелли ЯКУШИНА. - Ребята разучивают короткие песенки с выполнением действий по тексту, занимаются физкультурой, играют в простые командные игры. Мы воспитываем в них терпимость по отношению к сверстникам, которые отличаются поведением от обычных детей. Во время игры они не замечают ничего особенного друг в друге. Наши воспитанники привыкают к тому, что есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Семья ребёнка-инвалида часто замыкается на своей беде, остаётся с ней один на один. Мы помогаем им открыться миру, почувствовать свою значимость и востребованность. Ведь многие из родителей имеют по два-три высших образования, но вынуждены не работать. В нашем клубе мамы реализуют свои знания и опыт, делятся любовью и заботой и начинают возрождаться духовно и физически, открывая для себя и других то, что все дети особенные, просто некоторые из них - с особенностями.

Домашние задания для родителей

Кроме родителей и волонтёров, с подопечными клуба занимается логопед Елена ГЛАЗКОВА, соучредитель и руководитель общественной организации. С детьми работает чаще всего индивидуально. Основная задача - социализация ребёнка. Существует множество методик, но полностью полагаться на одну из них не получается, потому что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.

- У детей с ДЦП проблемы с речевой активностью, - объясняет Елена. - У них спазмы мышц речевого аппарата, затруднено дыхание и нарушена мелкая и артикуляционная моторика. Многие ребята с ранним детским аутизмом понимают обращённую к ним речь, но не говорят, есть и те, которые не понимают обращённой к ним речи и не говорят. Я пытаюсь вызвать у ребёнка самые лёгкие по артикуляции звуки. Работаю не только над речью, но и над психическими процессами - памятью, вниманием, мышлением, воображением. Даю много домашних заданий родителям.

Чудеса комплексного подхода

С Мариной ЕВДОКИМОВОЙ я познакомилась в день "премьеры" организации "Глазами матери". Её дочка весело резвилась вместе со сверстниками в комнате для спортивных занятий. Инвалид? Пока не услышишь, сколько усилий ей нужно приложить, чтобы просто поздороваться, не поверишь.

- У моей дочери очень тяжёлое заболевание, - рассказывает Марина. - Когда я столкнулась с этим горем, мне многое пришлось пережить. Обошла множество логопедов, дефектологов, прислушивалась ко всем советам. Никакой положительной динамики. Мне повезло: встретился врач, который сказал: "Давайте попробуем комплексный подход". Я стала одновременно заниматься фи­зи­ческим и творческим развитием дочки. Благодаря комплексному подходу дочь научилась читать, писать и считать. Речь пока ещё требует долгой работы, но я не опускаю руки. Очень рада, что появилась наша организация. Здесь планируют использовать индивидуальный комплексный подход к каждому ребёнку, но основная задача объединения "Глазами матери" - поддержать детей. Здесь мы учим их общаться, играть друг с другом, социализируем их, чтобы выйдя на улицу, они не пугались окружающего мира.

Цель - жизнь без подсказок

Как найти общий язык с маленьким "человеком дождя" – ребёнком с аутизмом? До недавнего времени родители таких детей оставались со своими проблемами один на один.

Консультационный центр "Синяя пирамидка" открылся в 2014 году. Здесь с детьми с различными особенностями развития занимаются поведенческой терапией, адаптивной физкультурой. С ними работает логопед-дефектолог, их родители могут получить в центре юридическую и психологическую помощь. Поведенческая терапия - во главе угла. Ей в "Синей пирамидке" занимаются че­ты­ре специалиста. Время показало эффективность и результативность такой терапии.

- Работа с детьми строится на основе поведенческих технологий и методик, - объясняет Маргарита БОРОДИНА, директор центра. - Ребятам с диагнозом "аутизм" трудно освоить даже простые навыки. Наш подход основан на том, что сложный навык разбивается на отдельные небольшие блоки действий, которые потом отрабатывают отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует единое сложное действие.

Новости Коломны   Коломенская организация «Глазами матери занимается поддержкой семей, с детьми инвалидами Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi  Одной из поведенческих технологий является работа с подсказками, которые со временем убирают, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни. Подсказку даёт взрослый, который находится рядом. Например, ребёнка просят достать пенал из рюкзака. Ему нужно объяснить, что такое пенал, что такое рюкзак и показать, как именно пенал достают из рюкзака. Ребят постарше мы сейчас учим готовить салаты и бутерброды, делать яичницу с помощью фотографий, выстроенных в определённом порядке.

На занятиях в "Синей пирамидке" присутствуют родители. Они видят, как работать с ребёнком, как объяснять, подсказывать ему, вовремя убирать подсказки. Мы меняемся местами, родители дают ребёнку задания и таким образом учатся сами.

Новости Коломны   Коломенская организация «Глазами матери занимается поддержкой семей, с детьми инвалидами Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi  Спрашиваю о том, какие сложности встречаются в процессе работы с детьми. Маргарита отвечает:

- Основные сложности возникают не у детей, а у родителей. Принять диагноз ребёнка, научиться с ним жить, не забывать о себе, думать о том, какой пример ты можешь подать. Мы проводим на базе центра семинары и семейные встречи, стараемся организовать досуг наших детей. Это нужно в том числе для того, чтобы показать, насколько успешны могут быть семьи, в которых воспитываются дети с особенностями поведения. Берём пример друг с друга.

© Коломенская Правда