На сегодняшний день при возникновении вопросов по обязательному медицинскому страхованию каждый гражданин имеет право обратиться в свою страховую медицинскую организацию, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы. Правоотношения, возникающие при рассмотрении обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Личный прием граждан в государственных органах проводится их руководителями или уполномоченными на то лицами, информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Хочется отметить, что сотрудники Коломенского филиала фонда ОМС Московской области работают с каждым обращением, без внимания не остается ни один вопрос, помогают разобраться в сложных, спорных ситуациях и своевременно устранить проблему.
За 9 месяцев 2013 года филиалом фонда было зарегистрировано 145 обращений граждан, это, в основном, устные вопросы консультативного характера, большинство которых, как и в 2012 году, касались получения полиса ОМС (срока действия временных свидетельств, необходимых документов для оформления полиса нового образца, получения полиса ОМС работающими гражданами, при смене места работы, при выходе на пенсию, для новорожденных, при смене места жительства и т.д.), что составляет 40% от общего количества обратившихся, но по сравнению с аналогичным периодом 2012 года этих вопросов стало меньше.
Актуальными были вопросы, касающиеся организации работы медицинской организации – 17%, вопросы о выборе и замене страховой медицинской организации – 14%, несколько меньше обращений по вопросам получения медицинской помощи по базовой программе вне территории страхования – 8%, о выборе медицинской организации в сфере ОМС – 5%, о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программе ОМС, о платных медицинских услугах – 3%, а также по вопросам, касающимся возможности выбора врача, качества медицинской помощи. Много было обращений в связи с проведением диспансеризации взрослого населения (6%). Обоснованных обращений за 9 месяцев 2013 года не было.
По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество обращений в 2013 году возросло на 32 % (в 2012 году всего было 98 обращений). Вопросы, с которыми обращались застрахованные в филиал фонда в 2012 году, касались в большей степени получения полиса нового образца, о выборе и замене страховой медицинской организации, об экспертизе временной нетрудоспособности, об оплате стоимости лечения в московских медицинских организациях, о взимании денежных средств за медицинскую помощь.
Рост показателя обращаемости за консультативной помощью в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом 2012 года радует, это говорит о высоком уровне информированности граждан о правах в системе ОМС, как результат проведения «Дней открытых дверей», социологических опросов по удовлетворенности граждан качеством оказанной медицинской помощи. Чтобы повысить информированность застрахованных граждан о своих правах в системе ОМС территориальный фонд ОМС Московской области и его филиалы выпускают памятки, плакаты, проводят разъяснительную работу: это и выступления на радио, телевидении, размещение статей на интернет-сайтах, публикация статей в газетах.
Информированность застрахованных граждан об их правах повышает ответственность учреждений здравоохранения и органов власти за соблюдение и выполнение законодательства в системе ОМС.
Граждане, кроме устных обращений, имеют право направлять обращения в письменном виде, а также в форме электронного документа (Интернет-обращение). Обращения, поступившие в фонды ОМС и их филиалы, в страховые медицинские организации, подлежат рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.
И в заключении хочется сказать, что первое, что необходимо знать застрахованному гражданину при возникновении любых вопросов по обязательному медицинскому страхованию – это телефон своей страховой медицинской организации, в которой застрахован гражданин и которая выдала ему медицинский полис, т.к. основная роль в защите интересов граждан в системе ОМС принадлежит страховой медицинской организации. В случае необходимости застрахованный может также обратиться в Коломенский филиал фонда по т. 615-88-53, т. 615-92-75 или на телефоны «горячей линии» ТФОМС Московской области: 8 8007070561 (бесплатный звонок), 8 (495) 780-05-60 (платный звонок).
Мы всегда готовы помочь Вам по всем интересующим вопросам.
Беседу провела гл.специалист Коломенского филиала ТФОМС МО – Каляпина Ольга Михайловна. Спасибо за внимание!