Церковь

Коломна всегда славилась своими красивыми церквями и монастырями. Многие из них носят статус памятников истории и культуры федерального значения. Не исключение и храм Воскресения Христова, который имеет и другое название – церковь Николы-на-Посаде. История этого храма весьма интересна. Он был воздвигнут во времена Золотой Орды во имя Николы Мокрого. Церковь упоминается еще в писцовых книгах 1577-1578 годов. В начале XVIII века на месте деревянного сооружения было воздвигнуто каменное. Средства на его строительство собирали прихожане. Испокон веков это был обычный православный храм, а порядка 20 лет назад он  стал старообрядческим.

К нам в редакцию пришло письмо от читателя Владимира Николаевича:

Новости Коломны   Руководство старообрядческой общины препятствует созерцанию старинной церкви Фото (Коломна)   religiya vera duhovnost  «В 1960 году вместе с рядом других архитектурных шедевров, имеющихся в городе, она (церковь Николы-на-Посаде. – Ред.)  получила статус памятника государственного значения. В 1970–1980-х гг. церковь была отреставрирована за счет государства и до последнего времени оставалась одной из жемчужин не только  Коломны, но и всего Подмосковья… – рассказывает автор письма. – В «лихие 90-е годы» произошла передача церкви в безвозмездное пользование местной старообрядческой общине. В то время как старообрядцы в ряде других городов России вынуждены возрождать свои святыни практически с нуля, коломенские, в ходе более чем полувекового анабиоза утратившие традицию «богоугодного спасительного труда», мгновенно уяснили всю выгоду от получения под свою молельню объекта культурного наследия федерального значения, за состояние которого основное бремя ответственности несет государство, и быстро заняли  иждивенческую позицию упования на стороннюю помощь».

Владимир Николаевич в своем обращении в редакцию сетует на то, что некогда красивое здание церкви, в свое время переданное в пользование старообрядческой общине, сейчас приходит в упадок. Более того, ни на его территорию, ни в сам храм уже давно попасть невозможно.

«При принятии решения (о передаче храма старообрядцам. – Ред.) явно не были приняты во внимание низкие возможности и отсутствие желания у этой малочисленной религиозной организации (судя по числу участников крестного хода на Пасху, ее численность вряд ли на много превышает 100 человек) содержать и использовать здание храма  в соответствии с его статусом. <…> Освоение чужого храма новыми пользователями началось с того, что ажурные кресты с коронами, ранее украшавшие его главы,  были сразу же демонтированы и заменены обычными  восьмиконечными, – пишет в своем письме Владимир Николаевич. – Протестные выступления некоторых представителей общественности города в 1993 году, в том числе с предложением подобрать для молельни другое помещение, а также обращение руководства  областного министерства культуры в митрополию Русской православной старообрядческой церкви с требованием восстановить прежние кресты услышаны не были. Воскресенская церковь была включена в областную целевую программу сохранения объектов культурного наследия на 2006–2008 гг. Однако ремонтно-реставрационные работы в ней начались лишь в первой половине 2008 года. К концу того же года активные работы внезапно прекратились и  до настоящего времени осуществлялись в вялотекущем режиме и  лишь эпизодически. Сегодня,  то есть по прошествии всего нескольких лет, наружные стены храма во многих местах вновь покрылись зелеными пятнами мха и плесени, грязными подтеками, и их штукатурку можно начинать по-новому. В целом церковь постепенно ветшает и разрушается, о чем свидетельствуют заплаты, появившиеся на ее крыше осенью 2012 года».

Мы сделали несколько запросов в городскую администрацию, чтобы прояснить ситуацию, которая сложилась вокруг церкви Николы-на-Посаде. В своем ответе начальник отдела реставрации памятников истории и культуры администрации Коломны Николай Шепелев пояснил: «Храм Воскресения (Никола-на-Посаде) передан старообрядческой общине постановлением Главы администрации Московской области от 11.08.1992 г. № 182 «О передаче здания памятника архитектуры церкви Воскресения (Николы-на-Посаде) в г. Коломна (ул. Посадская)». В то время это было отнесено к компетенции главы субъекта РФ. Старообрядческая община оформила в установленном порядке охранный договор на право пользования зданием памятника с Комитетом по культуре администрации Московской области. Контроль над исполнением постановления возлагался на указанный комитет».

К 2010 году пользоваться только храмом старообрядцам, видимо, стало мало. Они обратились с заявлением в администрацию города. Как нам рассказал председатель городского комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Дмитрий Шаталов, в ответ старообрядческой общине был предоставлен в безвозмездное срочное пользование и земельный участок площадью2482 кв. м. Договор был заключен на период пользования зданием храма, расположенного на указанном земельном участке. Любопытно, что именно на этом участке земли некогда располагался Никольский погост, что подтверждает в письме и Владимир Николаевич:

«Возле  церкви в свое время действовало небольшое кладбище, закрытое по указу Екатерины II в самом начале 70-х гг.  XVIII века  в связи с эпидемией чумы. Однако некоторые авторы полагают, что захоронения на нем продолжались и позже. Так, в 1881 году здесь якобы был похоронен бывший староста церкви купец А. Левин, на средства которого приобретены колокола взамен упавших с колокольни и разбившихся при пожаре 1792 года. До начала 1930 года погост с двух сторон – вдоль нынешних улиц Посадской и Арбатской – был огражден белокаменной оградой с ажурной решеткой из железных прутьев. В ее пределах на усадебном участке церковной земли  находились три дома. Это были собственные деревянные дома диакона, бывшего священника Горского и крестьянина-арендатора Кукушкина. Ныне эти дома находятся в частной собственности».

Знали старообрядцы о погосте или нет, история умалчивает, но известно, что параллельно с получением земельного участка, община начала работы по реставрации храма и якобы благоустройству прилегающей территории. Тогда по требованию отдела № 27 Государственного административно-технического надзора по Московской области в связи с проведением реставрационных работ на объекте было установлено деревянное ограждение участка.

Это было несколько лет назад, но до сих пор неизвестно, когда закончатся эти работы. На глухом заборе «красуется» табличка с извещением, что идут ремонтно-реставрационные работы по воссозданию ограды территории памятника архитектуры XVIII века. Указана и дата начала работ – 2010 год, а сейчас-то идет уже 2013-й. То есть получается, что в течение как минимум двух с лишним лет горожане и гости могут созерцать лишь часть церкви, а что происходит за глухим забором, непонятно.

«Работ по благоустройству территории вокруг старинного храма практически не видно. Небывалый  энтузиазм был проявлен лишь при сооружении новой уличной уборной с выгребной ямой, самовольно и без каких-либо согласований установленной в октябре 2010 года вблизи алтаря и маршрута крестного хода. Прямо над захоронениями тех бывших прихожан, на средства которых некогда и был возведен данный православный храм. Это деяние, явно противоречащее православным традициям и оскорбляющее религиозные чувства верующих, подпадающее под статью 244 УК РФ («Надругательство над захоронениями»)», – пишет Владимир.

Можно предположить, что такого безобразия не произошло бы, если бы 20 лет назад областные власти рассмотрели вариант предоставления земельного участка под строительство молельни старообрядцев, а не отдавали им в пользование «готовый» храм в исторической части города. Но… что сделано, то сделано.

Кстати, как нам стало известно, старообрядцам могли отдать совсем иную церковь, с не менее интересной и большой историей. Как нам рассказал благочинный Коломенского церковного округа Владимир Пахачев, областные власти рассматривали два варианта: церковь Иоанна Предтечи в Городищах или Николы-на-Посаде. Выбор остановили на последнем. То, что сегодня храм закрыт для посещения простых горожан и туристов, церковные власти, видимо, не сильно беспокоит. Как сказал В. Пахачев, «Русская православная церковь с этим решением смирилась».

Понятно, что храм передан много лет назад и уже ничего не изменить, но не ясно, на каком основании старообрядческая община полностью закрыла доступ к церкви, которая носит статус памятника культуры и архитектуры федерального значения.

Сегодня на территории городского округа Коломна насчитывается 476 памятников истории и культуры, взятых на государственный учет, из них 74 отнесены к памятникам федерального значения. Ведь их же никто не закрывает для посещения людей и не прячет за глухим забором?! Этого не делают, прекрасно понимая, что это национальное достояние, которое не может быть сокрыто от глаз людей. И подобно церкви Николы-на-Посаде, многие православные храмы Коломны также имеют «охранную грамоту», но никому и в голову не приходит закрыть церкви и пускать туда прихожан только в великие праздники. А старообрядческая община именно такой подход и практикует. Правда, допуск в храм и по праздникам, увы, открыт лишь для членов этой общины.

«При ограждении территории церкви «временным» сплошным забором прямо напротив местожительства иерея была оборудована персональная калитка, не предусмотренная ни одним из проектов ограды. Все же другие граждане своего законного права на доступ к памятнику истории и культуры лишены. «Дни открытых ворот» к нему проводятся только по выходным дням и то лишь в интересах пропуска личного автотранспорта общинников и его парковки  на время службы непосредственно у входа в церковь», – пишет наш читатель.

И городские власти, и соседи старообрядцев неоднократно пытались призвать их к порядку, но воз и ныне там.

«Почему-то никто не задумался  и над тем, к каким непредсказуемым последствиям может привести размещение старообрядческой молельни в самом центре исторического Посада, где кроме семьи ее иерея другие общинники ныне не проживают, – пишет Владимир Николаевич. – В то же время «пастырь» уже противопоставил себя практически всем своим соседям. Конфликты, возникающие на чисто бытовой почве, он сразу же пытается перевести в плоскость религиозного противостояния, представить как «нападки на веру». По любому поводу угрожает «божией карой». Не внемлет словам митрополита РПСЦ  Корнилия  (Титова), инкогнито посетившего Коломну в ноябре 2010 года и призвавшего его «решать все возникающие вопросы в духе христианского мира и взаимного согласия».

В этой ситуации ждать, пока членов старообрядческой общины посетит божья благодать, видимо, не представляется логичным. Может, стоит все же задуматься, как вернуть церковь  под  юрисдикцию законного наследника – Московской патриархии Русской православной церкви?  Как правильно отметил в своем письме Владимир Николаевич, «по крайней мере, горожане, туристы и паломники имели бы возможность не только посетить расположенный рядом популярный музей коломенской пастилы, но и поставить свечку своему небесному покровителю Николушке...»

А. Захарова, И. Олимова
vo-gazeta.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here