Координаты Музея-мастерской Н.И. Абакумцева: Московская обл., Коломенский район, пгт Пески, д.н.т. «Советский художник», дача 3, тел.: 8-926-542-14-84, е-mail: marfa_abakumceva@mail.ru

Музей располагается на даче Абакумцевых, в поселке «Советский художник», практически в лесу, среди деревьев. И если различные строения кажутся здесь почти привычными, то от появления на лесной опушке скульптур вначале захватывает дух и как-то не верится в их реальность. Посреди — монументальная скульптура «Воля», совершенно нетипичное советское искусство.
В Коломне открылся уникальный музей-мастерская
Многие идеи по оформлению музея были почерпнуты из опыта отечественных и зарубежных, в том числе частных музеев. Музеи и выставки надо видеть собственными глазами. Потому что ни одно описание не передаст атмосферы этих мест, наполненных духом творчества.

Начинается осмотр с двух летних мастерских. Готовые работы, наброски, заготовки, огромный набор инструментов, кресло-качалка, шляпа. Есть клише — кажется, он вышел отсюда ненадолго. Бюст Ленина, кованный алюминий. Речь идет о серии производственных работ, общепринятых символов советской эпохи: рабочие, колхозницы, лыжники, борцы, вожди. За мастерской стоят карагачи. Один нетронутый, как создала его природа. Рядом — надгробие. Это рабочая модель, памятник стоит на Новодевичьем кладбище.

С выставки open air переходим в здание музея. Экспозиция, как и творчество Абакумцева, делится на четыре части: творчество, борьба, война и мать. Сказать, что монументальные фигуры, наполненные своим смыслом, поражают — значит, не сказать ничего. «Горе», «Отчаяние», «Поднимающийся», «Реквием», «Ветер», «Музыка смерти» — названия некоторых из них. Около каждой хочется стоять долго и размышлять.

Экскурсоводы и хранители музея — семья, люди, которые могут бесконечно рассказывать о Николае Абакумцеве. Ирина Николаевна, вдова скульптора — живописец, Елена Николаевна — дочь, тоже скульптор, преподаватель художественной школы. Внучка Марфа Абакумцева — живописец, реставратор работ деда, а также отвечающий за организационную часть Фёдор Васильев, муж Марфы (внук художника Юрия Васильева MON, близкого друга скульптора).

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.И. АБАКУМЦЕВА

Николай Абакумцев родился в Москве 16 октября 1905 года, в семье служащего Киево-Воронежской железной дороги. Родители отдали его в Коммерческое училище. Но уроки коммерции не приносили пользы — товарищи прозвали Николая «прогоревший коммерсант». Мальчик рисовал — вот что было его подлинной радостью.
В 1917 году началась Революция. Окончить училище не пришлось.
В 1920 году он поступает во ВХУТЕМАС. Учеба у известных педагогов, среди которых были такие мастера, как А.В.Бабичев, Щербиновский Д.А., Б.Д.Королев и Н.П.Крымов, стали серьезной школой мастерства. Казалось, уже недалека пора самостоятельной работы, но тут неожиданно в полный голос заявила о себе другая сторона таланта — его давнее влечение к музыки. Он оставляет занятия скульптурой и в 1924 году поступает в Государственный институт музыкальной науки (ГИМН). После успешного окончания курса института и аспирантуры он начинает преподавательскую деятельность в музыкальных техникумах Москвы. В этот период он часто выступает с фортепьянными концертами, создает несколько самостоятельных музыкальных произведений. Занятия скульптурой теперь идут параллельно с музыкой. В дальнейшем все его творчество делится на 4 цикла: творчество, борьба, война, мать.
Художника привлекает возможность выявить в портретах характер человека, который нередко доводится им до предельной остроты лаконичности. Таковы, например, «Чудненький» (Русский музей), «Голова рабочего» (Русский музей), «Голова слепца» (Русский музей), «Бродяга» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева).
Окончательно решило судьбу художника его участие в 1935 году в московской выставке «Скульптура в дереве», где с успехом была показана композиция «Самсон» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева). Успех был закреплен на «Осенней» выставке московских художников большой фигурой «Утро» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева). Начиная с этого времени, Николай окончательно отдается изобразительному искусству и постоянно участвует в выставках.
Среди многих довоенных работ наибольшее внимание заслуживает выполненная в дереве «Степан Разин». Это сравнительно небольшая композиция отмечена чертами подлинной монументальности, экспрессии, мощи. В нее он впервые вводит цвет.
Эти годы отличаются необыкновенной интенсивностью работы: большая, сложная пятифигурная композиция для павильона Казахской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, многочисленные портреты, фигуры спортсменов, проекты памятников. В короткий срок он подготавливает персональною выставку в дереве. Но трагические события Великой Отечественной войны не дали ей осуществиться. Мастерская сгорела. После этой трагедии он с еще большей энергией отдался творчеству, создавая портреты героев и многофигурные композиции о войне. Среди них «Партизаны» (1942), «Хлеб» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева), законченная в дереве в 1948 году. Барельеф «Витязи» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева), «Смерть товарища» («Реквием», Музеон ЦДХ Москва). Одни из самых значительных произведений, проникнутых глубокими размышлениями, стали «Руки Саваофа» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева), «Поднимающийся» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева), «Отчаяние» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева), «Воля» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева). Среди многочисленных работ, выполненных скульптором в 1960-70 годы, выделяются портреты М.И. Калинина,А.М. Горького, К.И. Тимирязева, И.П. Павлова, академиков А.В. Топчиева, С.С.Наметкина, Н.А. Некрасова, Ю.М. Лермонтова, М.Н. Глинки.

На протяжении всей жизни важное место в творчестве скульптора занимает работа над этюдами. Постоянное изучение модели позволяет ему беспрестанно совершенствоваться в решении пластических задач. Доскональное знание анатомии дает возможность акцентировать внимание зрителя на том или ином моменте сознательным преувеличением форм или неожиданным построением самой фигуры. Цвет, введенный в работы, придает им особую вырази тельность и живописность. Такое острое колористическое решение идет от занятий живописью. Художник регулярно писал этюды на состояние и цвет. В последние годы своего творчества Николай Абакумцев стал еще активнее вводить цвет в свои скульптуры. Таковы «Будни», «Кузьма и Липат», «Лиска», «Микула Селянинович» (Музей-мастерская Н.И. Абакумцева), выполненные в 1980-90 годы. В последние свои годы художник обратился к образу Христа. Он постоянно лепил и делал наброски, пытаясь максимально приблизиться к образу Спасителя, десятки раз отрисовывал Его глаза, через них искал решение образа. Скульптор ушел из жизни 23 декабря 1999 года, а образ Спасителя так и остался неоконченным… http://www.kolomna-kreml.ru/news/691.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here