Илья Лебедев собрал в Коломне богатейшее собрание кованых изделий.
Более двадцати лет Илья Лебедев изучает древнее искусство ковки и, овладев старинной технологией, сохраняет и приумножает традиции прошлого.
На основе своей уникальной коллекции с помощью сподвижников он создал Музей кузнечного ремесла и народного быта «Кузнечная слобода».

Илья Лебедев Коломна

Разместился музей в исторической части Коломны на улице Гражданской. На этом месте стоял когда-то крепкий купеческий дом, со временем обветшавший и разрушенный. Его Илья восстановил в стиле городской застройки XIX века. И теперь сюда познакомиться с удивительным собранием старинных предметов из железа приезжают посетители из разных уголков страны. Ещё в 2007 году, когда собрание было гораздо меньше, специалисты Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства дали такое заключение: «Коллекция памятников кузнечного ремесла, собранная Ильёй Георгиевичем Лебедевым, насчитывает более двух тысяч предметов, хронологически охватывающих период с домонгольского периода до ХХ века, представляет большую историческую и культурную ценность. Она позволяет проследить развитие кузнечного дела на протяжении многих веков, демонстрирует широкий круг памятников, связанных с историей Коломенского края, а также большое количество предметов традиционного крестьянского быта прошлого. Многие экспонаты собрания уникальны, а сама коллекция не имеет аналогов в России».
Сейчас в собрании Ильи Лебедева уже более пяти тысяч предметов. Среди широко известных и наиболее часто встречающихся, таких, как гвозди, замки, различные инструменты, весы, щеколды для калиток, колокола, есть настоящие раритеты, которые нигде более не увидишь. Как, например, топор, найденный Ильёй в Оке в районе села Дединово. Судя по составу железа, этот топор выкован не позднее XVI века. Вполне возможно, он использовался при строительстве старинных судов.
Ручная художественная ковка –
одно из древнейших «живых» ремёсел, сохранившихся до наших дней. Ещё древние считали, что железо во многом более полезно для человека, чем золото. Железных дел мастера всегда были в почёте, практически для каждой профессии требовались инструменты, а их в старину мог сделать только кузнец. Сложно описать все формы кованых вещей, которыми пользовались на Руси. Даже простое перечисление изумляет. И практически всё это разнообразие изделий хранится в собрании Ильи Лебедева в Коломне.
Благодаря долговечности изделий из металла у современных мастеров есть возможность учиться на уникальных образцах кузнечного искусства прошлых веков. Именно постижение тайн этого ремесла, технология которого с древности практически не изменилась, привело Илью Лебедева к идее собирания коллекции и создания музея, чтобы сохранить наследие предков. Ведь вещи, выходящие из-под кузнечного молотка, уникальны, существуют в единственном экземпляре. Железо ничем нельзя заменить, но его чувствовать надо, ковка — дело не простое, не каждому дано. Илья Георгиевич его постиг в совершенстве. У музея «Кузнечная слобода» свой особенный стиль, здесь всё — люстры, витрины, полки, стеллажи, даже карнизы для занавесок – кованое. А сама экспозиция получилась лёгкой, несмотря на то, что кругом одно железо.
— Всё, что представлено в экспозиции, — рассказывает Илья Лебедев, — собиралось не только в Коломне. Для пополнения коллекции много приходится путешествовать. Все предметы подлинные, мало что приходилось реставрировать, мы проводили лишь их очистку и покрывали специальным составом. Чем интересна коллекция — она охватывает все грани человеческого бытия. Пожалуй, нет только била, которое использовалось ранее вместо колокола. Многие экспонаты имеют свою необычную историю. Вот, например, циферблат часов, которые ранее находились в Николо-Радовицком монастыре, им более 300 лет. Часы, конечно, изрядно подгнили. Но они интересны именно своим происхождением. Вот решётки оконных проёмов, которые были в Зарайских торговых рядах. На них даже сохранились заводские клейма. Несомненный шедевр коллекции — велосипед российского кустарного производства, датируемый 1840 годом, который достался мне в наследство. Есть и совсем забытые предметы, такие, как колыбельная пружина конца XIX — начала XX века. Собралась целая коллекция якорей, привезённых из разных мест. Что любопытно, порой уже сами предметы меня находят. Однажды упал в яму, за что-то там зацепился, оказалось, это кинжал XII века. Все предметы, которые в экспозиции, несут на себе тот труд и энергию, которые в них вложил мастер, их выковавший. Отдельные вещи, прежде чем попали в коллекцию, десятилетиями не использовались, но на них не было даже ржавчины. Связано это с тем, что, когда металл многократно перековывается, улучшаются его качества, он становится чище и потому не ржавеет.
В центре экспозиции — фрагмент кузницы. И здесь можно увидеть самый древний металлический предмет коллекции, найденный в Крыму. Ему более двух тысяч лет. Он лежит на ещё одном раритете — однорогой наковальне семнадцатого столетия, привезённой из Орловской области. А основой для кузни послужил сруб дома 1864 года постройки.
Интересы основателя музея не ограничиваются только одним ремеслом. Его волнует всё, что связано с историей родного города. В открытой части экспозиции во дворе собраны также различные предметы крестьянского быта. Здесь хранятся и громоздкие вещи кузнечного производства. Такие, как рельсы, сделанные на Демидовском заводе в Нижнем Тагиле в конце XIX века для Московско-Рязанской дороги. Жернова с мельницы, которая находилась на месте знаменитого Ледового дворца в Коломне. А ещё есть коллекции самоваров, утюгов, стекла, керамики, медной посуды, собрана богатая библиотека по народным промыслам и ремёслам и декоративно-прикладному искусству. В последние годы, видя, как исчезают на глазах деревянные наличники со старых домов, Илья Георгиевич стал и их собирать, спасая от уничтожения. Его вообще отличает бережное отношение к историческому прошлому, любовь к своему городу, стремление созидать, не разрушая, а самое главное – приобщать к историческому наследию детей и молодёжь. Именно они — наиболее частые гости «Кузнечной слободы».

Марина АЛЕКСАНДРИНА фото автора
http://enp-mo.ru/articles/articles_1001.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here