Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

О том, что современное искусство должно вырваться за границы столичных «резерваций», сказано немало слов. Пример дела – новый проект в подмосковной Коломне, совместная инициатива арт-сообщества и Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. В отреставрированной усадьбе купца Львова, памятнике деревянной архитектуры XIX века, прямо у монастырских стен разместился Музей органической культуры. Так называлось направление русского авангарда, лидером которого был художник, композитор и теоретик искусства Михаил Матюшин. Экспозицию нового музея составили работы современных художников и фотографов, развивающих идеи «органической культуры» в наши дни. Рассказывают «Новости культуры».

Вряд ли кто-либо догадается, что за фасадом небольшого домика с резными наличниками может скрываться настоящий культурный центр XXI века. Музей органической культуры – образец того, каким должен быть музей будущего.

Этот новый музей Коломны необычен, прежде всего, тем, что в создании его концепции участвовали насельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. По сути, это они придумали, как возродить в современном виде когда-то запрещенные, потом просто забытые идеи русских авангардистов начала ХХ столетия.

«Начало ХХ века – ему свойственен техницизм в искусстве, – рассказывает Игуменья Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. – Малевич сказал: «кисть растрепалась – нужно острое перо». И когда другой представитель русского авангарда, Михаил Матюшин, работы которого представлены на выставке, сказал, что связь предметов в супрематизме сужена и нужно расширенное смотрение на природу – он действительно вернул природу в искусство».

В музее органической культуры считают, что идеи Михаила Матюшина развивают работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, эксперименты с цветом Алексея Костромы, и фактурные размышления о структурах бытия художника Александра Кожина.

«Там использованы опилки и масляная краска, в общем – ничего особенного, поэтому фактура достаточно большая, это холст, подрамник – все традиционное», – говорит Кожин.

Отдельное направление работы музея органической культуры – фотография. Кроме подаренной музею московским фотографом Михаилом Голосовским уникальной библиотеки, в которую вошли редчайшие фотоиздания, начиная с середины XIX столетия до наших дней – это еще и особый принцип выбора текущих экспозиций, что показывать. В этот раз – работы фотографа Галины Лукьяновой. Она снимает привычный и знакомый ей мир: в кадре – окрестности небольшой деревни и такой вот необычный обыкновенный мир.

«Когда я их стала снимать в полиэтиленовом пакете, обволакивать, обнимать прозрачной тканью – в видоискателе я увидела, как, будто в плазме, зарождается жизнь», – рассказывает Галина Лукьянова.

Поздравить музей с началом новой жизни приехали Алла Демидова, Маквала Касрашвили и артисты Большого. Некоторых объекты музея удивили – например зеркальная визуализация теорий Леонардо да Винчи и Анри Пуанкаре вызвала неожиданные ассоциации.

«Я читала, что в театре есть комната и она вся в зеркалах, и они даже вверху и внизу – актер должен сконцентрироваться на своем фантоме – я это знала, но увидела впервые здесь», – говорит Алла Демидова.

Разнообразие артефактов и образов, собранных музеем, помогает органическая культура – это очень четкая и стройная идея, о ней рассказывают искусствоведы.

«В онтологии знаменитого российского философа Николая Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым», – говорит искусствовед Алла Повелихина.

Впереди у музея органической культуры – множество проектов, самых различных, ну а на карте Коломны появилась яркая точка, которая будет аккумулировать лучшие художественные силы в фотографии, изобразительном и традиционном искусстве – так органично для Коломны и музея будущего.

Новости культуры
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=776088&cid=178

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here