Сегодня в рубрике "Беседы с интересными людьми" мы публикуем интервью с главным конструктором по машиностроению ОАО "Коломенский завод" Валерием Александровичем Рыжовым. Повод для нашего разговора очень весомый - в текущем (2008) году исполняется 105 лет с момента постройки на Коломенском заводе первого дизеля.

- Валерий Александрович, с момента создания дизельного двигателя прошло более века. Не утратил ли своей  актуальности этот тип техники на сегодняшний день?


- Создание дизельного двигателя - по праву величайшее открытие, потому что дизельный двигатель до сегодняшнего дня остается самой экономичной тепловой машиной. Он прошел целый ряд эволюционных развитий и до сих пор ни одна тепловая машина не может соперничать с дизельным двигателем по экономичности. К примеру, замечательный газотурбинный двигатель, который применяется в авиации - это произведение искусства, но КПД газотурбинного двигателя составляет сегодня 36 - 38%. Он является прекрасным двигателем для авиационной промышленности. КПД же дизельного комбинированного двигателя составляет 45 - 50%.

Те двигатели, которые сегодня называют двигателями нового поколения, работающие на совсем иных принципах (например, топливные элементы) еще не нашли применения из-за ряда сложных технических проблем.

В материалах международного конгресса дизелестроителей CIMAC констатируется, что в ближайшие 20 лет конкурентов дизельному двигателю нет, поскольку он тоже развивается, постоянно совершенствуется.

Если использовать энергию отработавших газов и избыток тепловой энергии, то КПД дизеля может достичь 85%. Это очень высокие цифры. Его потенциальные возможности еще не исчерпаны, так говорят ученые всего мира. И мы считаем также.
Ну а ежегодно проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы  позволяют нам идти в ногу со временем и достигать намеченных результатов.

- Над чем сегодня работает ваш коллектив?


- Мы работаем по нескольким главным направлениям. Обеспечиваем обновление продукции уже выпускаемой - это одно направление. Другое направление - создание научно-технического задела, который позволит обеспечить прогнозируемые параметры двигателей будущего поколения. Третье направление -  работа в области использования альтернативных видов топлива. Как известно, нефть дорожает, а ее запасы небезграничны.

Однако есть так называемые воспроизводимые топлива. Это могут быть диметиловые и метиловые эфиры, рапсовые масла и тому подобное.  Уже целый ряд модификаций наших двигателей может работать на таких видах топлива. Перечисленные направления обеспечиваются на базе НИОКР, ежегодно проводимых нашим КБ.

Наконец, я думаю, у каждого КБ есть изюминка в виде перспективных разработок ближайшего будущего. Сегодня мы тоже работаем над созданием двигателя нового поколения. Это двигатель новой размерности и планируется положить его в основу нового типоразмерного ряда. Сейчас идет фаза технического рабочего проектирования.

Эскизный проект мы выполнили еще год назад, успешно защитили его в Москве. Если сегодня мы выпускаем двигатели с диаметром цилиндра 260мм и с ходом поршня 260 мм, то новая размерность  - диаметр цилиндра 265мм с ходом поршня 310 мм.

Новый дизель рассчитан на применение в тех областях, где мы сегодня традиционно присутствуем. Это, прежде всего, локомотивный двигатель для всех типов локомотивов. Это двигатель для ВМФ, главным образом для надводных кораблей классов корвет и фрегат. Это двигатель для электростанций, для атомных станций.

Расчетные параметры проектируемого двигателя, по нашему мнению, соответствуют параметрам, прогнозируемым на 2012 - 2014 годы. Естественно, в конструкцию должны быть заложены резервы, которые могут позволить дальнейшее совершенствование этого двигателя.

- Каков сегодня  уровень коломенских дизелей?


- Мы считаем своими конкурентами западных производителей. И когда проводим научно-исследовательские и опытные работы, связанные с модернизацией наших двигателей, в первую очередь, проводим мониторинг западного рынка, ориентируемся на показатели западной продукции.
Каждая сложная наукоемкая продукция может быть оценена с помощью специальных критериев. Они однозначно характеризуют уровень продукции. Есть такие критерии в транспортном машиностроении.

Это интересно  Спорт в Коломне: 12 июня в городе Рязани прошли соревнования по легкоатлетическим метаниям. По итогам сор...

Это удельный эффективный расход топлива, экологические показатели, удельный расход масла,  показатели надежности и др. Эти показатели, полученные по результатам испытаний, объективно показывают, что наш локомотивный двигатель находится на мировом уровне.  Но останавливаться на месте все же нельзя.

Сегодня мы производим двигатели четвертого поколения. На современном российском тепловозе 2ТЭ25А -Витязь работает наш двигатель четвертого поколения, на котором использован ряд последних достижений в области локомотиво- и дизелестроения.

Двигатель имеет электронную цифровую систему топливоподачи, электронную цифровую систему управления воздухоснабжением, модернизированную камеру сгорания, рабочий процесс в цилиндре существенно изменен.

Одна из версий этого двигателя в конце 2006  - начале 2007 года прошла сертификационные испытания под эгидой немецкого сертификационного центра TUV NORD по экологическим показателям.
Мы вторыми в мире среди производителей локомотивных дизелей получили сертификат соответствия по экологическим показателям. Этот сертификат соответствия удостоверяет, что версия двигателя, которая была предложена к испытаниям (это двигатель заводской марки 12Д49М-01), отвечает экологическим требованиям европейской директивы 2004/26EG, которая  только еще начнет действовать с 2009 года.

Недавно вернулся из Финляндии, где познакомился с заводом Вяртсиля - одним из лучших производителей дизелей для судостроения, и с удовольствием убедился, что по теоретическому уровню, по уровню программного обеспечения мы не уступаем западным разработчикам двигателей.

Потому что есть целый ряд программных продуктов, комплексов, которыми пользуются, в общем-то, все производители сложной техники. В общей сложности для создания двигателя современного международного уровня требуется порядка 130 специальных вычислительных программ. Тем не менее, мы не являемся затворниками - при проектировании, при модернизации своей техники, при создании новых образцов мы используем современный международный опыт.

При этом по ряду ключевых направлений мы стараемся иметь параллельно отечественные и зарубежные разработки, чтобы в каких-то критических ситуациях наше производство не оказалось заблокировано.

- Валерий Александрович! Кажется парадоксальным: в то время, когда есть отечественный продукт высокого технического уровня, до сих пор не смолкают разговоры об оснащении российских железных дорог дизелями иностранных производителей, в частности активно лоббирующей свои интересы американской компании Дженерал Электрик.


- Разговоры на тему,  не следует ли покупать двигатели за границей, продолжаются. Как известно из Библии: "Нет пророка в  Отечестве свое". Некоторые чиновники так настроены, что не верят в российского производителя.

Хорошо, что есть и другие люди, которые внимательно вникают в процессы, происходящие в мировом дизелестроении, и видят наш реальный потенциал.
Вопрос о возможной закупке дизелей за границей появился уже давно и он, к сожалению, не снимается с повестки дня и в настоящее время.

Несмотря даже на то, что по объективным показателям, которые были выявлены в ходе сравнительных испытаний, наши двигатели оказались лучше фактически по всем контрольным параметрам.

В конце 2005 года проводились сравнительные испытания американского двигателя 7FDL "Дженерал электрик"  с нашим двигателем коломенским 1А-9ДГ третьего исполнения. Они проходили в два этапа. Сначала проводились эксплуатационные испытания на Северной железной дороге. Второй этап проходил на экспериментальном кольце ВНИИЖТ.
Испытания проводились по заранее согласованной с американской стороной программе под эгидой ОАО "РЖД".

Я думаю, позиция РЖД на тот момент была объективной. Без сравнительных испытаний спор, какой двигатель лучше, было весьма трудно разрешить, поскольку каждая из фирм приводила рекламные сведения, которые подчас сильно отличаются от реальных эксплуатационных.

В одинаковых условиях две модернизированные секции тепловозов работали, перевозили одинаковые составы, по одинаковым отрезкам пути. Объективные результаты заключаются в следующем. По среднему эксплуатационному расходу топлива наш двигатель оказался лучше примерно на 3%, по эксплуатационному расходу масла на угар - на 30%.

Это интересно  На трамвайном переезде у ЗТС ограничат движение

По экологическим показателям, которые были измерены в процессе испытаний, например, по такому особенно вредному выбросу, как окись азота, наш двигатель оказался чище на 18%.  По уровню надежности в период испытаний, которые проводились в течение полугода, никаких замечаний нашему двигателю не было.

Таким образом, при одинаковом уровне надежности и лучших показателях экономических и экологических объективно наш двигатель был лучше.

В 90-х годах мы участвовали в таких же сравнительных испытаниях в Германии, где соревновались с двигателями компаний "Катерпиллер" и "Мак-Крупп". По результатам этих эксплуатационных испытаний германская сторона приняла решение ремоторизировать свой парк тепловозов нашими двигателями заводской марки 12Д49М.

Германия по праву считается мировым лидером в дизелестроении, поэтому поставка двигателей на родину самого Рудольфа Дизеля - весьма престижна. Это характеризует и подтверждает уровень нашей продукции.

Таким образом, технический уровень наших двигателей подтвержден не один раз.  Полученный результат во многом способствовал принятию решения РЖД о модернизации локомотивного парка путем установки коломенских дизелей, на новые современные тепловозы.

На локомотивы ближайшего будущего также предполагается поставлять наши двигатели.
Американская сторона сегодня предлагает на наш рынок другую модификацию двигателя, которая была создана за последние десять лет.

Это так называемая модель HDL,  американцы называют его "Эволюшн". Это новое поколение американских двигателей "Дженерал электрик". Объективные параметры этого двигателя не превосходят параметры нашего двигателя четвертого поколения. Следует отметить, что примерно половина локомотивного парка США оснащена двигателями "Дженерал электрик".

Чуть больше половины оснащено двигателями "Дженерал моторс". Побеждать слабого соперника - это просто. А выиграть у такого крупного титана, как  "Дженерал электрик" очень непросто. Объем продаж двигателей этой фирмы достаточно велик во многих странах.

Но тем ценнее наши победы.
Тем не менее, несмотря на очевидный результат, разговоры продолжаются. Не стоит ли закупать двигатели за границей?

Некоторые участники рынка подвергают сомнению способность российской промышленности обеспечить возрастающий спрос Российских железных дорог.

Я абсолютно уверен, что мы сможем обеспечить требуемые объемы выпуска продукции. Объективные показатели по производству нашего завода - наращивание производства двигателей ежегодно на 30 - 35%.

- В чем секрет успеха коломенского дизелестроения?


- Коломенская школа конструирования берет свое начало практически от самого Рудольфа Дизеля, т.е. с начала XX века. За более чем сто лет существования производства наш завод поставлял двигатели в 38 стран мира.
У нас сложилась очень сильная школа. Чтобы создать двигатель, нужно прекрасно знать термодинамику,  аэродинамику, газо-, гидродинамику, динамику и прочность, материаловедение и т.д.

В цилиндре двигателя происходят сложнейшие термодинамические и термохимические процессы, поэтому в мире до сих пор не создано достоверной математической модели, совершенно адекватно описывающей термохимический процесс при сгорании топлива.

Сгорание в поршневом комбинированном двигателе происходит при переменных давлении, температуре и составах химических реагентов - рассчитать все это со 100% достоверностью невозможно.

Процесс сгорания в нашем двигателе длится всего 60-100 миллисекунд. За одну секунду в нашем двигателе происходит 8 сгораний. Это очень скоростной процесс при мгновенно меняющихся компонентах. Люди, которые занимаются проектированием современных дизельных двигателей - это уникальные специалисты.

С гордостью могу сказать -  у нас есть люди и предприятия, способные создавать продукцию мирового уровня, не только дизели, но и многое другое. Эти люди имеют глубокие инженерные знания, опыт и желание работать и способны сделать многое.

В таких людей надо верить - они еще не раз удивят нас своими открытиями.

(c) Газета ПРО
2008/05/16