Общеизвестно, что на предприятиях Коломны ковалось оружие Победы в годы Великой Отечественной войны - детали зениток, направляющие для "катюш", бронекорпуса танков, снаряды: Но не многие знают, что перед войной делались корпуса трех дизельных подводных лодок, которые затем отправлялись для окончательного оснащения в Горький, на "Красное Сормово". Далее субмарины серии "Щ" (их прозвали "щуками") отправлялись в Заполярье. Там они и встречали начало войны.

Интересна судьба Щ-421, которая была заложена в Коломне (позже ей присвоено звание Краснознаменной). Во время боевого задания, следуя недалеко от берега на глубине 15 метров, "щука" подорвалась на вражеской мине. Она сумела подняться на поверхность, но потеряла ход и уже не могла погрузиться в случае опасности, а враг находился где-то рядом.
И тогда экипаж "щуки" соорудил из орудийных чехлов паруса, поднял их на перископах, и лодку стало медленно относить от побережья. В открытом море ей пришла на помощь крейсерская субмарина К-22, но подводникам так и не удалось взять из-за шторма "щуку" на буксир, и ее пришлось затопить, чтобы не досталась неприятелю. Командир спасенного экипажа Федор Видяев позже стал руководить подлодкой Щ-422. В одном из боев она участвовала в морском бою, который длился три часа, а на "щуку" было сброшено 356 глубинных бомб! За это сражение Видяеву прямо на пирсе вручили орден Красного Знамени. Скоро Щ-422 присвоили звание гвардейской, но экипаж об этом уже не узнал: "щука" не вернулась из очередного похода.
А третья подлодка, заложенная в Коломне, еще до войны ушла Северным морским путем из Полярного во Владивосток и влились в состав Тихоокеанского флота.
Ветеран ВМФ контр-адмирал запаса Вячеслав Юрченко, ныне живущий в Коломне и возглавляющий историко-патриотический клуб при городской администрации, рассказал о бывшем молотобойце Коломзавода Льве Сушкине, который стал командиром подводной лодки С-55. Вместе с другими пятью субмаринами она совершила беспримерный в истории дизельного подводного флота переход из Владивостока через Панамский канал до города Полярного (из этого похода одна лодка не вернулась в порт назначения).
Лодки прошли свыше 17 тыс. морских миль (это более 30 тыс. км) в акваториях Тихого, Атлантического океанов и пяти морей. После похода они были изрядно потрепаны, нуждались в ремонте, и командование обратилось на Коломзавод просьбой изготовить некоторые детали. Заказ было решено выполнить в считанные дни, и скоро к подводникам был отправлен вагон с запчастями.
А еще Лев Михаилович Сушкин был знаменит тем, что впервые стал на Баренцевом море мастером залповых торпедных ударов сразу по двум целям.
В. Полонский

(прислано посетителем сайта)