Вот уже 60 лет традиции коломенских локомотивостроителей хранит и развивает коллектив Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (АО "ВНИКТИ").

Новости Коломны   От паровых машин до газотурбовоза. ВНИКТИ 60 лет Фото (Коломна)   predpriyatiya organizatsii kolomnyi iz zhizni kolomnyi

Проектирование, создание и внедрение новой техники, в частности тепловозов, требует глубоких теоретических научных исследований, а также современной базы для стендовых и эксплуатационных испытаний. В связи с этим в 1956 году на основе Центральной научно-испытательной лаборатории транспортного машиностроения, которую возглавлял главный конструктор Коломенского паровозостроительного завода Лев ЛЕБЕДЯНСКИЙ, был основан Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ).

В 2006 году на базе института создано открытое акционерное общество, и с этого времени его деятельность стала определяться задачами и вызовами, которые возникают перед отраслью в условиях открытой рыночной экономики. Это научно-техническое сопровождение, а также собственные конструкторские разработки, обеспечивающие эффективность и конкурентоспособность в сравнении с зарубежной железнодорожной техникой.

Время перемен и инноваций

Сегодня перед железнодорожным транспортом России поставлены ключевые цели, которые укладываются в "стратегию четырёх "Э": энергосбережение, эффективность, экономия, экология. Об этом, в частности, шла речь на расширенном заседании научно-технического совета ОАО "РЖД" и Союза машиностроителей России по развитию локомотивного комплекса, которое состоялось в марте 2015 года. Проходило оно в Коломне, ведь именно здесь успешно решаются задачи по созданию локомотивов нового поколения, которые отличаются высокой энергоэффективностью и надёжностью, позволяют сократить эксплуатационные затраты и нагрузку на окружающую среду благодаря инновационным техническим решениям.

Перевод значительной части транспортных средств на газовое топливо - одно из важнейших направлений Энергетической стратегии России. Компания ОАО "РЖД" с 2005 года ведёт инновационные разработки по внедрению альтернативных видов топлива для тяги поездов. Одной из таких разработок является первый в мире газотурбовоз ГТ1h мощностью 8300 кВт, работающий на сжиженном природном газе. 7 сентября 2011 года газотурбовоз совершил опытную поездку с грузовым составом массой 16000 т, а это абсолютный мировой рекорд, который был внесён в Книгу рекордов Гиннесса.

С учётом полученного опыта в 2013 году был изготовлен второй образец магистрального двухсекционного газотурбовоза ГТ1h-002. 13 декабря 2014 года на участке Рыбное - Орехово-Зуево Московской железной дороги он провёл тяжеловесный грузовой поезд массой 9000 т, что превышает установленную на данном участке весовую норму поезда для электровозов. В рамках программы испытаний в условиях реальной эксплуатации этот локомотив 23 мая 2016 года успешно провёл поезд массой около 9000 т на участке Сургут - Войновка протяжённостью почти 700 км без дозаправки на промежуточных станциях. До 2020 года в ОАО "РЖД" должны поступить 40 магистральных газотурбовозов. Планируется, что они будут задействованы в перевозке углеводородных грузов с севера Тюменской области, в перспективе будут работать и на БАМе.

 

Газ - двигатель прогресса

Юрий БАБКОВ, кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора – главный инженер АО "ВНИКТИ":

Новости Коломны   От паровых машин до газотурбовоза. ВНИКТИ 60 лет Фото (Коломна)   predpriyatiya organizatsii kolomnyi iz zhizni kolomnyi     - Опытный образец ГТ1h-001 создан на базе электровоза ВЛ15 для отработки технических решений. Всё его оборудование было новейшим и уникальным, в частности впервые использовалась турбина, работающая на сжиженном природном газе, впервые отработана подача жидкого топлива. Затем на заводе в Людинове был собран "второй номер" - ГТ1h-002 - на базе механической части локомотива ТЭМ7, сертификационные и приёмочные испытания он прошёл в нашем институте.

- Почему в качестве топлива выбран именно газ?

- В России его запасы неисчерпаемы, поэтому принято решение изыскать как можно больше способов его применения. Более того, разработана программа, согласно которой к 2030 году 25 процентов тепловозов на дизельном топливе перейдут на природный газ. Поскольку основные газовые месторождения располагаются в Западной Сибири, газотурбовозы планируют использовать непосредственно вблизи от залежей голубого топлива.

- Знаю, что только газотурбовозами инновационные разработки не ограничились…

- Да, кроме них создан маневровый тепловоз ТЭМ19, у которого в качестве двигателя используется газопоршневой двигатель.

- "Начинка" новой техники российского производства?

Новости Коломны   От паровых машин до газотурбовоза. ВНИКТИ 60 лет Фото (Коломна)   predpriyatiya organizatsii kolomnyi iz zhizni kolomnyi  - Доля отечественного оборудования составляет 95 - 97 процентов. Из импортного используются, например, криогенный насос и некоторые клапаны, да и то сейчас ведутся работы по их импортозамещению. Программное же обеспечение, отвечающее за управление как газовой турбиной, так и локомотивом в целом, - исключительно российское.

- Из чего складывается стоимость турбовоза и нет ли предложений на его покупку, например из-за рубежа?

- Им заинтересовались специалисты из Индии, посмотрим, во что выльется сотрудничество. Если же говорить о цене, то здесь нужно исходить из такого понятия, как "стоимость жизненного цикла". Сюда входит первичная стоимость изделия, затраты на его обслуживание, топливо, локомотивные бригады. И если сравнить газотурбовоз с трёхсекционным тепловозом, которому он пришёл на смену, то его жизненный цикл стоит значительно меньше. Более конкретно могу сказать, что по результатам опытной поездки газотурбовоза на участке Сургут - Войновка экономия годовых затрат на перевозки по сравнению с тепловозом 3ТЭ116У составляет 24 млн руб. Добавлю, что по итогам поездки подтвердилось, что локомотиву хватает одной заправки, чтобы проехать 700-километровый участок с поездом весом в 9000 т.

- Впечатляющий результат, недаром Книга рекордов Гиннесса упомянула ГТ1h-001 на своих страницах.

- Да, это очень престижно.

- Будут ли выпускаться газотурбовозы серийно?

- По моим сведениям, закладка "третьего номера" состоится уже в следующем году.

 

В материале использована глава из книги, посвящённой 60-летию АО "ВНИКТИ".

Фото предоставлены АО "ВНИКТИ"

Николай Романов

in-kolomna.ru
2016/10/19