Сайт Коломны. Коломна Онлайн. Информационно-новостной сайт Коломны Подоконники Данке в Коломне Отзывы по Коломне Красота и Здоровье в Коломне Митяевский мост Коломна Автоновости для Коломны

Коломна - Москвы уголок - 1  (18.03.2017)

В течение XIV-XV веков коломенский Успенский собор являлся в московском каменном зодчестве единственным большим шестистолпным городским храмом. Храмы в Москве в то время были небольшими, четырехстолпными. Успенский собор тех лет не сохранился. К семидесятым годам XVII века он пришел в ветхость, его разобрали и на том же месте построили новый пятиглавый Успенский собор (1682 г.) в стиле московской архитектуры и несколько большего размера. Этот собор и сейчас стоит в городе.
Мастера из народа были подлинными творцами всего прекрасного. Без них не могла бы успешно развиваться культура Коломны, как, впрочем, и культура других городов Руси. К сожалению, летописи не называют по имени ни одного такого мастера. Однако каждый памятник культуры свидетельствует о высоком мастерстве художников, о их вкусах, думах и чаяниях.
С развитием каменного зодчества появилась живопись. Прекрасное творение неизвестного русского художника из Коломны второй половины XIV века - икона, на которой изображены воины-братья, князья Борис и Глеб,-хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.
В Третьяковской галерее в Москве хранится и известная икона "Успение Донской богоматери". Ряд современных исследователей утверждает, что написана она в 1392 г. великим художником Феофаном Греком по заказу вдовы Дмитрия Донского Евдокии, имевшей свои владения в Коломне. Ряд ученых придерживается точки зрения, что вместе с Симеоном Черным Феофан Грек расписал также стены Успенского собора. Но эта роспись до нас не дошла.
Овеяна легендой и судьба этой иконы. Существует предание, что на Куликово поле перед сражением с Мамаем прибыл отряд донских казаков с иконой Донской богоматери. Они якобы убедили князя Дмитрия Ивановича в том, что икона поможет разгромить врага, как не раз помогала им. Дмитрий согласился поставить икону на середину поля. Когда Мамай был разбит, то "чудодейственную" икону князь привез в Коломну и водрузил на иконостас Успенского собора. Через двенадцать лет Феофан Грек (или кто-то другой) заново написал икону. После Мамаева побоища эта соборная реликвия особо почиталась, как верная защитница русских в борьбе с татарами. Как заметил большой знаток истории древних русских городов Н. Н. Воронин, икона Донской богоматери с 1380 г. стала "вторым после Владимирской иконы богоматери национальным палладиумом (защитой, оплотом) Руси" ". По имени иконы собор в Коломне назывался Успенским собором Донской богоматери, он был кафедральным.
В летописях ничего не сказано о ремесленном производстве в Коломне. Однако ясно, что без достаточно высокого уровня его немыслима была бы постройка во второй половине XIV века шести каменных храмов в городе и его окрестностях, каменных стен трех монастырей.
Рост ремесел и развитие промыслов усилили па Руси товарно-денежные отношения. К началу XV века Коломна наряду с некоторыми другими городами стала чеканить собственную монету. Коломенские купцы еще раньше не раз отправлялись с товарами в далекие и рискованные путешествия, бывали в Кафе, Константинополе, Азовс, 1 окате, привозили оттуда шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры, сафьян, драгоценности, ладан, мыло, краски и т. п. Купцы из Коломны появлялись также в Киеве, Полоцке, Вильне, Путивле, продавали там меха (лисьи, горностаевые, бобровые и др.), мед, воск. Торговали коломничи и в Казани, и в Астрахани. В XIV-XV веках у коломенских купцов был уже в наличии довольно солидный торговый капитал. Какую-то часть товаров, несомненно, производили посадские люди, занимающиеся ремеслами и промыслами.
Над Коломной часто сгущались военные тучи. Она жила в постоянной тревоге, всегда готовая к походам или отражению врагов. Так, в мае 1408 г. Москва вмешалась во внутренние дела Рязани, призвала для борьбы с ней коломенскую рать. Во время сражения с рязанцами был убит воевода Коломны И.С.Жеребцов. Осенью того же года новый правитель Орды Едигей после неудачной попытки захватить Москву "град Коломный пожгоша, взяша опупь", т. е. холм, на котором стоит кремль.
Во второй четверти XV века на Руси вспыхнула феодальная война, в начале которой великий московский князь Василий II был разбит своим соперником галичским и звенигородским князем Юрием Дмитриевичем и в апреле 1433 г. сослан в Коломну. Но недолго сидел в Москве князь Юрий. Жители покидали город, "многие люди начаша отказыватися от князя Юрьа за великого князя и поидоша к Коломне беспрестани".
Улицы Коломны были запружены подводами, город на некоторое время превратился как бы в столицу Руси почти со всем ее административно-хозяйственным и политическим штатом. Другой летописец объясняет, почему так случилось: "Москвичи же вей, князи и бояре, и воеводы и дети боярские, и дворяне от мала и до велика, все поехали на Коломну к великому князю; не навыкли бо служити удельным князем". Поэтому побежденный Василий II оказался победителем, ибо он был носителем прогрессивных начал, боролся за централизацию Русской земли.
Через три года после своего плена Василий II одержал верх над сыновьями Юрия, одного из которых, Дмитрия Шемяку, сослал в Коломну под строгое наблюдение наместника Ивана Старкова. (С именем Старкова связано название селения Старков погост в 9 километрах от Коломны.) Затем было ведено его "из железа выпустити, абыти ему простому на Коломне". Когда же Василий II одержал победу над братом Дмитрия Василием, он "посла по князя Дмитреа на Коломну и пожаловал его", так как Дмитрий не был теперь ему опасен.
13 июня 1436г. князья заключили между собой мирный договор, в качестве гаранта которого Шемяка стал владеть "Коломною с волостьми". Это было, конечно, знаком особого расположения Василия II к вчерашнему противнику и в то же время его большой ошибкой. Через десять лет Шемяка вероломно захватил Москву, ослепил московского князя, который вошел в историю как Василий Темный.
В ходе феодальной войны на долю Коломны выпали новые испытания. В один из весенних дней 1437г. "в суботу верьбную погоре город Коломна, мало осталось его". Город горел недолго - "загорелся в вечерню, а о заходе солнца преста, и ходити люди начаша по пожару". Можно предполагать, что огонь пощадил стены кремля, так как вскоре после пожара мимо Коломны проехал в Москву венецианец Иосафат Барбаро, который заметил, что город, подобно Рязани, укреплен деревянными стенами. Но в июле 1439г. Улу-Мухаммед, после неудачной осады Москвы, возвращаясь назад, сжег Коломну.
Борьба с татарами, как и с другими противниками Москвы (особенно с мятежными Юрьевичами), обострялась. Москва приняла срочные меры. За три-четыре года была не только восстановлена, но и усилена боеспособность Коломны. Московский боярин Ф. В. Басенок, который не хотел служить Шемяке, захватившему Москву, бежал в Литву, но по пути напал на Коломну, кремль, однако, взять не сумел.
В августе 1450 г. татары подошли к Коломне. Но войска Москвы совместно с коломничами отогнали их. Через пять лет татары снова оказались у стен кремля. И снова были разбиты, после чего на протяжении семидесяти лет Коломна ни разу не была взята врагами, хотя те время от времени появлялись у стен города.
Последний золотоордынский хан Ахмет летом 1472 г. пошел на Русь, чтобы восстановить в прежней силе татарское иго. Когда об этом узнал великий князь Иван III, он спешно выехал в Коломну. Ему вовремя удалось укрепить берег Оки. Ахмет, увидев многочисленные полки великого князя, отступил. Но через восемь лет он снова пошел на Русь. И снова Иван III собрал большое войско на Оке и сам безвыездно находился в Коломне при войсках с 23 июня по 30 сентября 1480 г., т. е. более трех месяцев. Но Ахмет побоялся вступить в бой с войсками Ивана III. Он пошел на Угру (левый приток Оки). Но и там обнаружил большие силы Москвы, спешно перемещенные с Оки. 11 ноября Axмет оставил Угру, не осуществив своего замысла. Это было концом татарского ига на Руси.
В более чем двухсотлетней борьбе с татаро-монголами Коломна, стоявшая на передовом участке обороны. Руси, сыграла важную роль. Она была надежным щитом и мечом Москвы, не раз принимала на себя удары врагов.
Покончив с татаро-монгольским игом, Русь объединилась вокруг Москвы в единое государство. Профессор А.М.Сахаров справедливо пишет, что "среди городов Московского княжества вторым по значению после Москвы следует считать Коломну" , внесшую заметный вклад в общенародную борьбу как против феодальной раздробленности, гак и золотоордынского господства на Руси.
С момента присоединения к Москве Коломна стала надежной помощницей во всех ее начинаниях, играла видную роль в жизни Руси и к началу XVI века стала не только городом оборонного значения, но и крупным ремесленным и торговым центром.

продолжение следует...

Pages: 1 2 3 4 5 6

Новости Коломны в твоём гаджете (Android) 
 

Читайте Новости Коломны в Фэйсбуке!

Это интересно!

Видео Коломны:

Пикник в Кремле 2015.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарии проходят премодерацию!

Яндекс.Погода Рейтинг коломенских сайтов
Яндекс.Метрика



Новости Коломны   Коломна   Москвы уголок   1 Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi evergreen


Новости Коломны   Коломна   Москвы уголок   1 Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi evergreen


 

+++